Статья 6 закона № 116-ФЗ определяет виды деятельности, касающиеся промышленной безопасности производственных объектов:
· проектирование, строительство, эксплуатация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, реконструкция, консервация и ликвидация;
· изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт применяемых технических устройств;
· проведение экспертизы промышленной безопасности;
· подготовка и переподготовка кадров.
На некоторые из перечисленных видов деятельности необходимо получение лицензии в порядке, установленном действующим законодательством.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
В соответствии со статьей 7 федерального закона о промышленной безопасности, эксплуатация технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, допускается только после их экспертизы и получения разрешения на применение, если иные условия не установлены техническими регламентами к устройствам. При этом организация должна оплатить государственную пошлину за выдачу разрешения.
|
|
Технические устройства должны:
· соответствовать требованиям промышленной безопасности;
· проходить приемочные испытания;
· иметь техническую документацию, в которой указываются условия и требования эксплуатации, методика проведения контрольных испытаний, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования.
Прочие требования и права согласно Федеральному закону о промышленной безопасности № 116-ФЗ
В федеральном законе о промышленной безопасности установлены и прочие требования по опасным производственным объектам определяющие:
· эксплуатацию, локализацию и ликвидацию последствий аварии на объекте;
· производственный контроль;
· техническое расследование причин аварии;
· порядок предоставления декларации промышленной безопасности;
· основы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на объекте.
Так же в соответствии со статьей 8 проводится государственная экспертиза документов при осуществлении капитального ремонта, ликвидации и консервации; при техническом перевооружении, если документация не включена в проектную документацию; декларации промышленной безопасности; самих зданий и сооружений, расположенных на опасном производственном объекте.
Статья 16 федерального закона о промышленной безопасности закрепляет право государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе основания для проведения плановой и внеочередной проверок. За нарушения положений указанного закона организации несут административную и уголовную ответственность, за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте пострадавшим организациями выплачиваются компенсации.
|
|
Лицензированиев области промышленной безопасности
Лицензирование в области промышленной безопасности регулируется в соответствии с:
- Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗс изменениями от 02.07.2013 № 185-ФЗ.
- Постановлениями Правительства Российской Федерации:
· 04.06.02 № 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ»
· от 14.08.02 № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов»
· от 26.06.02 № 468 «О лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения»
Полномочия Ростехнадзора по лицензированию деятельности в области промышленной безопасности сводятся к деятельности по:
- эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
- эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы;
- эксплуатации химически опасных производственных объектов;
- проведению экспертизы ПБ;
- производству маркшейдерских работ;
- производству взрывчатых материалов промышленного назначения;
- хранению взрывчатых материалов промышленного назначения;
- применению взрывчатых материалов промышленного назначения;
- распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
Заключение
В России совокупный годовой материальный ущерб от техногенных катастроф и аварий, включая затраты на их ликвидацию, составляет десятки миллиардов рублей.
Значительная доля этого ущерба связана с авариями на опасных производственных объектах, которые представляют серьезную потенциальную угрозу населению и окружающей среде в случае нарушения установленных норм и требований промышленной безопасности.
Показатель социального риска техногенного характера (частота аварий, приводящих к поражению определенного количества людей) в Российской Федерации в несколько раз выше, чем в развитых странах.
Череда крупных аварий, произошедших в последние годы в России и в других странах, свидетельствует о повсеместном недостаточном уровне внимания к вопросам обеспечения безопасности, как в технологическом, так и в организационном плане.
Именно поэтому так важно, чтобы государство не просто обращало своё внимание на эту область, но и создавало определенную нормативно-правовую и законодательную базу.