Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Введение

В наше время промышленность развивается быстрыми темпами и вслед за этим законодательно-правовая база в области промышленной безопасности также интенсивно меняется - разрабатываются техрегламенты, выходят в свет новые директивы Ростехнадзора, да и само ведомство претерпевает структурные изменения.

Вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф и аварий и объективно требуют выработки новых подходов к обеспечению безопасности в промышленности.

Промышленная безопасность - это состояние объекта, предприятия, производства, которое определяется совокупностью мер организационного и технического характера, обеспечивающее стабильность технологического процесса и исключающее (минимизирующее) вероятность возникновения аварийных ситуаций, а в случае их возникновения предотвращающее воздействие опасных факторов на население.

Безусловно, что грамотные руководители и специалисты хотят максимально обезопасить себя от аварий, конфликтных ситуаций с надзорными органами, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов.

Законодательство в области промышленной безопасности в России и мире

 

Зарубежное и международное законодательство по промышленной безопасности:

· Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, ООН, 1992

· Кодекс по предотвращению промышленных аварий, МОТ, 1990

· Директива о предотвращении крупных промышленных аварий № 82/501/ЕЭС (Директива Севезо), ЕЭС, 1982

· Закон о профессиональной безопасности и здравоохранении, США, 1970

В Российской Федерации промышленная безопасность опасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе - на законе «О промышленной безопасности».

Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует на территории Российской Федерации с 1997 г. Все положения закона обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), действующими в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Помимо этого имеются:

· "Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ПБ 03-517-02).

· Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

· Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ.

Рассмотрим поподробнее Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Федеральный закон № 116-ФЗ охватывает следующий спектр вопросов:

· основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждения аварий на опасных производственных объектах;

· обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.

Опасные производственные объекты

 

Согласно статье 2 и Приложения 1, настоящий федеральный закон о промышленной безопасности относит к опасным производственным объектам предприятия, цехи, участки, площадки, прочие производственные объекты, где:

1. получают, перерабатывают, используют, хранят, образуют, транспортируют опасные вещества, по категориям: воспламеняющиеся, взрывчатые, окисляющие, горючие, токсичные и высокотоксичные, представляющие опасность для окружающей среды;

2. используют оборудование, работающее при температуре нагрева воды свыше 115?С или под давлением более 0,07 МПа;

3. применяют стационарные грузоподъемные механизмы, канатные дороги, эскалаторы, фуникулеры;

4. получают расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;

5. проводят обогащение полезных ископаемых, горные и подземные работы.

С полным перечнем опасных производственных объектов можно ознакомиться в Приложении 1 к рассматриваемому закону.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности промышленный безопасность технический

 

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

 

Обратимся к статье 5 настоящего закона:

Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: