Статья 11. Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3.4) в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения - менее 3000 человек каждый);

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 28.12.2016 N 501-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 501-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) утратил силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) административным центром муниципального района или муниципального округа может считаться город или поселок, расположенные на территории городского округа, имеющего с таким муниципальным районом или муниципальным округом общую границу;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального округа, городского округа, муниципального района - с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов (поселений), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) территории муниципального округа, городского округа не входят в состав территории муниципального района;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

16) территории поселения, внутригородского района должны полностью входить в состав соответственно территорий муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Сроки, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 501-ФЗ)

 

 

ПЯТЫЙ ВОПРОС:  Автономия

В науке КП различают территориальную и культурно-

национальную автономию. Территориальная автономия как право самостоятельно решать вопросы регионального значения предоставляется автономным образованиям территориальным образованиям (АТО). К числу АТО относятся автономные области, округа, районы, а также образо-

вания, которые имеют официальные географические названия - Кор-

сика, во Франции, Азорские острова в Португалии и др.

 

АТО создаются с учетом этнического состава, лингвистических
особенностей, особенностей культуры, религии, традиций и быта, а
также географических и исторических характеристик населения, ком-
пактно проживающего на данной территории. Автономии учреждают-
ся на основе конституции или закона в случае компактного расселения
на определенной территории этнических или иных групп. Территори-
альная автономия, созданная с учетом этнического состава населения,
именуется национально-территориальной или этнотерриториальной.
Статус территориальных (этнотерриториальных) автономий определя-
ется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной
автономии (Великобритания, Ирак).

Территориальная автономия не является атрибутом федератив-
ного государства. В частности, в РФ нет территориальных образований
со статусом автономии. Еврейская автономная область и автономные
округа (Чукотский, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий)
являются не автономными, а национально-территориальными государ-
ственными образованиями, которые приобрели статус субъекта РФ в
соответствии с Конституцией 1993 г.

В сравнении с АТО субъект федерации обладает большей само-
стоятельностью в отношениях с федерацией и, как правило, имеет
больший объем полномочий. Наименование автономные субъекты РФ
используют в силу исторической традиции. Они имели статус автоно-
мии и носили соответствующее наименование в составе РСФСР.

Последнее обстоятельство наложило отпечаток на особенности
статуса автономных округов как субъектов РФ. Во-первых, автоном-
ные округа (за исключением Чукотского) входят в состав другого
(«материнского») субъекта РФ; во-вторых, по представлению законо-
дательного и исполнительного органов автономного округа может
быть принят ФЗ, регулирующий статус округа (ч.3 ст. 66 Конститу-
ции); в-третьих, на территорию автономного округа распространяется
действие законодательства «материнского» субъекта РФ, а в выборах
законодательного (представительного) органа государственной власти
последнего принимает участие население автономного округа (ФЗ №
184 от 06. 10. 1999).

 

В зависимости от степени самостоятельности и объема полно-
мочий выделяются два основных вида территориальной автономии:
политическая и административная.

Политическая автономия характеризуется следующими особен-
ностям

1) самостоятельно формирует представительный законодатель-
ный и исполнительный (коллегиальный или единоличный органы
власти;

2) имеет свою систему законодательства. Законы автономии
принимаются по вопросам ведения, определенным конституцией или
специальным общенациональным законом (например, закон об Ирак-
ском Курдистане 1974 г.). Эти законы могут регулировать акже во-
просы организации органов управления, административно-
территориального деления, местной полиции, рынков, санитарии,
профессионального обучения, дорог и др. Законы автономии не могут
противоречить интересам государства и иных территориальных обра-
зований;

3) в отличие от субъектов федерации не имеет своих судебных
органов. В редких случаях имеет свою конституцию и гражданство.
Свое гражданство имеют, например, Аландские острова в Финляндии;

4) иногда предоставляется право участия в решении общегосу-
дарственных дел, в том числе в переговорах по международным со-
глашениям.

В настоящее время политическая автономия существует в Вели-
кобритании (Северная Ирландия), в Дании (Гренландия) и др.

Есть государства, вся территория которых, а не отдельные ее
части, состоит из образований, имеющих статус политической автоно-
мии (Италия, Испания, Шри-Ланка и ЮАР). В литературе такие госу-
дарства именуются регионалистскими и рассматриваются как проме-
жуточная между унитарной и федеративной форма государственного
устройства.

Административно-территориальная автономия. В отличие от
политической автономии не имеет своей системы законодательства.
Представительные органы власти автономии вправе издавать норма-
тивные акты, отличающиеся рядом особенностей. Например, принима-

ется положение об автономии, которое утверждается вышестоящим
государственным органом (Китай); могут с разрешения вышестоящих
органов государства отменять или изменять акты государственных
органов, если они ие соответствуют местным условиям, и др.

В сравнении с обычными административными единицами авто-
номия вправе участвовать во внешнеэкономических связях в соответ-
ствии с законами государства. На территории административной ав-
тономии учитываются обычаи населения, в судопроизводстве может
применяться местный язык, который используется в средствах массо-
вой информации и для обучения в школах.

Государственный аппарат административной автономии ком-
плектуется из числа лиц, знающих местный язык, коренным жителям
отдается предпочтение при формировании управленческого персонала.

Культурно-национальная (экстратерриториальная) автономия
(КНА). В отличие от территориальной КНА создается для этнических
трупп, которые проживают не компактно. КНА подразделяются на
персональную и корпоративную.

Персональная КНА чаще всего образуется в тех случаях, когда
какие-либо этнические группы (национальные меньшинства) прожи-
вают разрозненно — вперемешку с представителями других, как прави-
ло, доминирующих этносов. В соответствии с законодательством
определенные этносы (например, саами) создают свои организации и
выборные органы. Последние занимаются преимущественно вопроса-
ми вероисповедания, языка, культуры и быта.

Нацменьшинства могут участвовать в политической жизни пу-
тем представительства (с правом совещательного голоса) в централь-
ных органах государственной власти. Данная форма автономии ис-
пользуется, например, в Австрии в отношении венгров, словенов, хор-
ватов, чехов и др.

Корпоративная КНА создается, как правило, для лингвистиче-
ских общностей, которые получают определенное число мест в госу-
дарственном аппарате. Государственные служащие других этнических
труп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт мест-
ного населения, живущего небольшими группами вперемешку с дру-
гими народностями. На местном языке ведется судопроизводство и

может осуществляться преподавание в школах. Эту форму автономии

имеют, например, официально зарегистрированные касты и племена в

Индии.

 

 

! Следует внимательного изучить главу 4 книги Кутафина О. Е. Российская автономия  М.2006. Название главы: Национально-культурная автономия в РФ (стр. 703-735)

 

Лекция №2 (2 академических часа)

 

ШЕСТОЙ ВОПРОС: Статус РФ и статус субъектов РФ

 

Статус определяет конституционно-правовое положение РФ и
субъектов РФ. К основным положениям статуса РФ и статуса субъек-
тов РФ относятся:

1) государственная территория;

2)система органов государственной власти;

3) система законодательства;

4)государственный язык;
5)гражданство;

6) международная правосубъектность;

7)официальные государственные символы;

8) политический (административный) центр;

9)компетенция;

10) государственная собственность, бюджет, налоги,единая денежная и кредитная системы, государственные займы;

11) единые вооруженные силы

12) собственное наименование.

Государственная территория. Территория определяет про-
странственные пределы осуществления государственной власти. Тер-
ритория очерчивается Государственной границей РФ. Правовой режим

Государственной границы РФ регулируется Законом РФ № 4730-1 от
01.04.1993 О Государственной границе РФ. В соответствии со ст. 1
этого Закона Государственной границей РФ является линия и прохо-
дящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая преде-
лы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного про-
странства) РФ, т. е. пространственный предел действия государствен-
ного суверенитета РФ.

Согласно ст. 67 Конституции территория РФ включает в себя
территории ее субъектов. Отсюда следует, что в государственно-
территориальном смысле вся территория РФ делится на территории
субъектов РФ. Наряду с государственно-территориальным в Консти-
туции определен географический подход.

С точки зрения географической территория РФ подразделяется
на неподвижную и подвижную. Неподвижную территорию составля-
ют суша, внутренние воды (в том числе внутренние морские воды. —
В.К.), территориальное море' и воздушное пространство (столб) над

ними, а также недра земли на достигаемую глубину. Законодательное
определение указанных понятий содержится в федеральном законода-
тельстве.

В установленных границах на территории РФ осуществляется
вся полнота государственной власти и соответственно признается
юрисдикция федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией
и федеральным законодательством.

К подвижной территории относят корабли, самолеты, космиче-
ские станции под Государственным флагом РФ, на которых действует
федеральное законодательство.

В научной литературе отмечается, что территориальное море,
недра земли, а также подвижная территория не являются территорией
субъектов РФ, так как на данной территории РФ осуществляет исклю-
чительную юрисдикцию.

Территория большинства субъектов РФ определяется границей
между субъектами РФ. Эта граница является административной, она
не имеет статуса Государственной границы РФ. Территория окраин-
ных субъектов РФ (например, Архангельской области, Красноярского
края, Магаданской области и др.) определяется границей между сопре-
дельными субъектами РФ и Государственной границей РФ. Окраин-
ные субъекты РФ именуются в юридической литературе пригранич-
ными. Особое территориальное положение занимает Калининградская
область. Область является полуанклавом (или эксклавом), ее террито-
рия определяется только Государственной границей РФ.

Линией границы между субъектами РФ признается линия, уста-
новленная в соответствии с описаниями, выполненными на момент
принятия Конституции 1993 г. До принятия Конституции не все во-
просы по территориальному разграничению между субъектами РФ
были решены.

Так, Законом РФ от 03.07.1992 Об установлении переходного
периода по государственно-территориальному разграничению в РФ

предусматривался переходный период по территориальному размеже-
ванию до 01.07.1995.

В течение этого периода следовало осуществить мероприятия,
связанные с разрешением существующих территориальных вопросов,
а также разработать законодательные акты о границах в РФ и о поряд-
ке решения вопросов, связанных с изменением территориального де-
ления РФ. Названные акты не были приняты. Их отсутствие не позво-
ляет разрешать возникающие споры.

Например, до сих пор не преодолены территориальные разно-
гласия между Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осе-
тия — Алания, между Республикой Калмыкия и Астраханской обла-
стью и др.

В настоящее время определены конституционные основы изме-
нения границ между субъектами РФ. Границы между субъектами РФ
могуг быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конститу-
ции). Изменение границ между субъектами РФ утверждается поста-
новлением Совета Федерации (ст.102 Конституции). На основе приве-
денных положений Конституции в конституциях (уставах) субъектов
РФ закрепляются нормы, согласно которым территория субъектов РФ
не может быть изменена без согласия этих субъектов.

Согласие субъекта РФ на изменение границы выражается в ре-
шении, принятом на референдуме (всенародным голосованием), или в
акте законодательного (представительного) органа государственной
власти, либо и в решении референдума, и в акте органа законодатель-
ной власти (в смешанном порядке). Порядок выражения согласия на
изменение границы между субъектами РФ определяется в конституци-
ях (уставах) субъектов РФ.

Например, для выражения согласия на изменение границ между
субъектами РФ требуется проведение референдума в республиках Буря-
тия, Карелия, Северная Осетия — Алания, Нижегородской области и др.

Граница между Краснодарским краем и сопредельными субъек-
тами РФ может быть изменена на основе референдума при условии
одобрения и оформления согласия на изменение границы договором с
соответствующими субъектами РФ.

 

Соглашение об изменении границ между субъектами РФ заклю-
чается субъектами РФ в соответствии с ФЗ № 184 от 06.10.1999 Об
общих принципах организации... (п. "е" ч.3 ст.5). Данное соглашение
подписывается от имени субъекта РФ высшим должностным лицом
(руководителем высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ.

Надлежащим образом оформленное соглашение субъектов РФ
направляется в Совет Федерации, который утверждает изменение гра-
ниц между субъектами РФ в форме постановления в соответствии с
п. "а" ч.1 и ч. 2 ст.102 Конституции

В частности, Совет Федерации утвердил изменение границ
между Костромской и Вологодской областями в соответствии с согла-
сованными между ними картой и описанием новой линии границы.

Система органов государственной власти. В соответствии с
принципом государственной целостности и единства системы государ-
ственной власти (ч.3 ст.5 Конституции) в РФ учреждаются федераль-
ные органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти. Их виды опреде-
ляются в Конституции, ФКЗ и ФЗ. К ним относятся Президент, Феде-
ральное Собрание, Правительство, федеральные суды. Наряду с Пра-
вительством согласно указам Президента создаются иные федераль-
ные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства
и др.). Кроме того, образованы такие государственные органы РФ,
как Центральная избирательная комиссия, Контрольно-счетная пала-
та, Прокуратура, Уполномоченный по правам человека, Следственный
комитет и др.

Особое место в системе государственной власти занимает Цен-
тральный банк (Банк России). Его статус, цели деятельности, функции
и полномочия определяются Конституцией и ФЗ.

Органы государственной власти субъектов РФ формируются в
соответствии с ч.2 ст. 1 и ч.1 ст. 77 Конституции и ФЗ № 184. В их
числе законодательный (представительный) орган государственной
власти, высший орган исполнительной власти, высшее должностное
лицо (глава высшего органа исполнительной власти), суды и иные госу-дарственные органы. Судами субъектов РФ являются конституцион-

ные (уставные) суды и мировые судьи. Последние входят в систему
федеральных судов общей юрисдикции.

В соответствии с ФЗ, конституциями (уставами) в систему госу-
дарственных органов субъектов РФ входят также контрольно-счетные
органы, избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченный по
правам человека, иные должностные лица.

В системе органов государственной власти формируется подси-
стема федеральных органов исполнительной власти и органов испол-
нительной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции федеральные органы исполни-
тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обра-
зуют единую систему исполнительной власти в пределах ведения РФ и
полномочий РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения
РФ и субъектов РФ.

В подсистему федеральных органов исполнительной власти
входят Правительство, федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства и др. Структура федеральных орга-
нов исполнительной власти определяется указом Президента по пред-
ложению Председателя Правительства.

Подсистема органов исполнительной власти субъектов РФ со-
стоит из высшего органа исполнительной власти, высшего должност-
ного лица, иных органов исполнительной власти (например, мини-
стерств, инспекций, служб, управлений, комитетов и др.) и должност-
ных лиц (например, председатель правительства) субъекта РФ. Струк-
тура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется выс-
шим должностным лицом.

Система законодательства — это составная часть единой си-
стемы права. В систему права наряду с законодательством входят
международные правовые акты, правовая идеология, доктрины, пра-
воприменительная практика и др. Правовую основу системы законода-
тельства составляет Конституция и конституции (уставы) субъектов
РФ. В РФ формируется система федерального законодательства и си-
стема законодательства субъектов РФ.

 

В систему федерального законодательства в узком смысле
входят: ФКЗ, ФЗ, договоры между РФ и субъектами РФ, законы СССР.

и РСФСР, не противоречащие Конституции; в широком смысле вклю-
чаются также акты Президента, Правительства, постановления палат
Федерального Собрания, акты федеральных органов исполнительной
власти, соглашения между органами исполнительной власти РФ и
субъектов РФ, акты центральной избирательной комиссии; в более
широком смысле входят также решения федеральных судов с норма-
тивным содержанием.

Особое место в системе федерального законодательства зани-
мают декларации, акты референдума РФ, акты Конституционного Со-
брания, законы РФ о поправках к Конституции.

В систему законодательства субъектов РФ в выше- указан-
ных смыслах входят конституции (уставы) в качестве се основы, а
также законы, акты референдума, декларации, постановления законо-
дательных (представительных) органов государственной власти, акты
высших должностных лиц, акты высших органов исполнительной вла-
сти, акты иных органов исполнительной власти, акты избирательных
комиссий субъектов РФ, договоры и соглашения между субъектами
РФ, решения конституционных (уставных) судов с нормативным со-
держанием и др. → акты референдума, декларации

Государственный язык. РФ имеет свой государственный язык
Государственным языком РФ на всей ес территории является русский
язык (ч.1 ст. 68 Конституции). Республики в составе РФ вправе уста-
навливать свои государственные языки (ч.2 ст. 68 Конституции). В
настоящее время все республики учредили государственные языки
республик в качестве официального наряду с русским языком как гос-
ударственным языком РФ.

Исключение составляет только Республика Карелия. По Кон-
ституции Республики Карелия государственным языком Республики
является русский язык. При этом предусматривается возможность
устанавливать другие государственные языки на основе прямого воле-
изъявления населения Республики.

Конституции республик в составе РФ признают государствен-
ными языками русский язык и наравне с ним — язык титульной нации
или языки народов республик.

 

Конституцией Республики Бурятия статус государственного,
языка Республики наряду с русским предоставлен бурятскому языку;
Конституцией Республики Коми — коми; Конституцией Республики
Татарстан — татарскому; Конституцией Республики Башкортостан —
башкирскому; Конституцией Республики Северная Осетия — Алания
осетинскому; Конституцией Республики Адыгея — адыгейскому и т.д.
По Степному Уложению (Основному закону) Калмыкии государ-
ствеиным языком является калмыцкий язык.

В Кабардино-Балкарии статус государственного, помимо рус-
ского, имеют два языка — кабардинский и балкарский, а в Дагестане —
все языки его народов.

Статус государственного языка РФ и государственного языка
республики регулируется ФЗ № 53 от 01.06.2005 О государственном
языке РФ и другими ФЗ, Законом РСФСР № 18070-1 от 25.10.1991 О
языках народов РФ, иными законодательными актами РФ, а также
конституциями и конституционными законами республик соответ-
ственно.

В ст. 1 ФЗ № 53 устанавливается, что статус государственного
языка РФ и республик в составе РФ предусматривает: 1) обязательное
его использование в соответствии с Конституцией в сферах, преду-
смотренных ФЗ; 2) его защиту и поддержку, которые способствуют
приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ;
3) обеспечение прав граждан на пользование государственным языком.
В ФЗ определяется, что обязательность использования русского языка
не должна толковаться как отрицание или ущемление права на исполь-
зование государственных языков республик в составе РФ и языков
народов РФ.

Государственный язык РФ является языком, способствующим
взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов РФ
в едином многонациональном государстве.

Государственный язык РФ подлежит обязательному использо-
ванию в сферах
, предусмотренных ч.1 ст.3 ФЗ № 53:

1) в деятельности федеральных органов государственной вла-
сти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государ-
ственных органов, органов местного самоуправления, организаций

всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению де-
лопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной вла-
сти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государ-
ствеиных органов, органов местного самоуправления, организаций
всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов

4) в конституционном, гражданском, уголовном, администра-
тивном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах,
делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопро-
изводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ;

5) при официальном опубликовании международных договоров.
РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государ-
ствеиных органов, органов местного самоуправления, организаций
всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц
без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов,
нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность
гражданина РФ, за исключением случаев, предусмотренных законода-
тельством РФ, изготовлении бланков свидетельств о государственной
регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов
об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредита-
цию образовательными учреждениями, а также других документов,
оформление которых в соответствии с законодательством РФ осу-
ществляется на государственном языке РФ, при оформлении адресов
отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пере-
сылаемых в пределах РФ, почтовых переводов денежных средств;

9) в продукции средств массовой информации:

9.1) при показах фильмов в кинозалах;

9.2) при публичных исполнениях произведений литературы, ис-
кусства, народного творчества посредством проведения театрально-

зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных
мероприятий;

10) в рекламе;

11) в иных определенных ФЗ сферах.

Государственный язык республик в составе РФ употребляется
согласно ч.2 ст. 68 Конституции наряду с русским языком в органах
государственной власти, органах местного самоуправления, государ-
ственных учреждениях республик, а также в случаях, предусмотрен-
ных п.9, 9.1, 9.2, п. 10 ч.1 ст. 3 ФЗ № 53 и в иных ФЗ.

Так, например, языком договора о разграничении полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти республики в составе РФ наряду с русским
языком может быть государственный язык республики. Такой договор
по договоренности сторон составляется и подписывается на двух язы-
ках (2 ст.26.7 ФЗ № 184).

Государственный язык республики в составе РФ может исполь-
зоваться также в судопроизводстве и делопроизводстве в федеральных
судах общей юрисдикции, которые находятся на территории респуб-
лики. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в кон-
ституционном суде республики ведется на русском языке либо на гос-
ударственном языке республики, на территории которой находится суд
(+2 из ст. 10 ФКЗ № 1 от 31.12.1996 О судебной системе РФ).

Постановлением Правительства № 7-П от 05.01.2001 О внесе-
нии изменений в постановление Правительства № 828 от 08.07.1997
закрепляется, что к бланкам паспорта, предназначенным для оформле-
ния в республиках, находящихся в составе РФ, могут изготовляться
вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики
и предусматривающие внесение на государственном языке (языках)
этой республики сведений о личности граждани

В случаях использования наряду с государственным языком РФ
государственного языка республики тексты на русском языке и госу-
дарственном языке республики должны быть идентичны по содержа-
нию и техническому оформлению, выполнены разборчиво; звуковая
информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах,
теле- и радиопрограммах) на русском языке и государственном языке

республики должна быть идентичной по содержанию, звучанию и спо-
собам передачи (ч.3 ст3 № 53-3),

Введение собственных государственных языков означает, что.
республики берут на себя обязанность обеспечить равноправие этих
языков с государственным языком РФ, несут бремя расходов, связан-
ных с применением и изучением государственных языков республик,
устанавливают порядок их использования.

Например, в Законе Республики Бурятия от 10 июня 1992 г
О языках народов Республики Бурятия определяется, что тексты зако-
нов республики публикуются на двух языках — бурятском и русском —
и имеют равную юридическую силу; на бурятском и русском языках
печатаются избирательные бюллетени, ведется судопроизводство; до-
кументы (решения) принимаются местными органами или на русском,
или на бурятском языках в зависимости от контингента населения; в
предприятиях, в учреждениях и общественных организациях делопро-
изводство осуществляется на русском языке.

 

В Республике всем желающим овладеть бурятским языком га-
рантируется обучение этому языку до уровня, необходимого для вы-
полнения служебных обязанностей.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона РФ № 1807-1 в редакции ФЗ
№ 165 алфавиты государственного языка РФ и государственных язы-
ков республик в составе РФ строятся на графической основе кирилли-
цы; иные графические основы алфавитов государственных языков РФ
и республик в се составе могут устанавливаться ФЗ.

Вопрос о конституционности данного положения закона был
предметом рассмотрения Конституционного Суда. В Постановлении
№ 16-П от 16.11.2004 Конституционный Суд установил, что федераль-
ный законодатель вправе устанавливать основы правового регулиро-
вания языков народов РФ, включая общие вопросы языковой полити-
ки, в том числе относящиеся к статусу государственного языка рес-
публик в его соотношении со статусом государственного языка РФ.

Согласно указанному Постановлению статус государственного
языка республик, как затрагивающий статус государственного языка
РФ, права и свободы се граждан, не может быть предметом исключи-
тельного ведения субъектов РФ.

На основе этого был признан неконституционным Закон Рес-
публики Татарстан от 15.09.1999 О восстановлении татарского алфа-
вита на основе латинской графики.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда фе-
деральный законодатель, установив единую графическую основу ал-
фавитов государственного языка РФ и государственных языков рес-
публик, легитимировал исторически сложившиеся в РФ реалии — су-
ществование и развитие языков народов, получивших статуе государ-
ственного языка, на графической основе кириллицы

Указанное законодательное решение, как отмечается в Поста-
новлении Конституционного Суда, в настоящее время, во-первых,
обеспечивает — в интересах сохранения государственного единства —
гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедераль-
ного языка и государственных языков республик и, во-вторых, направ-
лено на достижение оптимального взаимодействия этих языков в рам-
ках общего языкового пространства. Федеральное законодательное
регулирование не препятствует реализации гражданами РФ прав и
свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным
языком.

Вместе с тем — отмечает Конституционный Суд — федеральны
законодатель не исключил возможности изменения графической осно-
вы алфавитов государственных языков республик, употреблявшихся
ими на момент принятия Конституции. Указанное изменение допусти-
мо, если оно преследует конституционно значимые цели, отвечает ис-
торико-культурным, социальным и политическим реалиям, а также
интересам многонационального народа РФ.

Другой проблемой, связанной с конкретизацией правового ста-
туса государственного языка республики, является установление неко-
торыми республиками условий знания данного языка в качестве осно-
вания признания пассивного избирательного права за гражданами,
проживающими на территории данных республик.

Так, согласно п.1 ст.76 Конституции Республики Адыгея прези-
ентом Республики Адыгея может быть избран гражданин, свободно
владеющий государственными языками данной республики, которыми.

согласно законодательству Адыгеи являются русский и адыгейский
языки.

Конституционный Суд высказал правовую позицию по данному
вопросу в своих постановлениях: № 9-П от 24.06.1997, от № 12-П от
27.04.1998, № 17-П от 10.06.1998, а также в Определении № 26-О от
13.11.2001.

В приведенных решениях Конституционный Суд определил
возможность установления ограничений пассивного избирательного
права только ФЗ или в строгом соответствии с ним, когда ФЗ допуска-
ет установление таких ограничений законодательством субъектов РФ.

Отсюда, как признал Конституционный Суд, положения кон-
ституций и законов республик в составе РФ, закрепляющие требова-
ния о свободном владении государственными языками данных рес-
публик как ограничительное условие приобретения пассивного изби-
рательного права, являются не соответствующими Конституции.

В Постановлении Конституционного Суда № 12-П от 27.04.1998

подчеркивается, что из ч.2 ст. 68 Конституции, закрепляющей право
республик устанавливать свои государственные языки, не вытекает ни
обязанность республики устанавливать свои государственные языки,
ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в
качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в
том числе при выборах высшего должностного лица республики.

Наряду с этим, из названного Постановления Конституционного,
Суда следует: если надлежащим образом не определен правовой ста-
тус данного государственного языка и, как следствие, возможна его
произвольная трактовка, чрезмерность языковых требований и трудно-
сти оценки их правомерности, то в таких условиях должна обеспечи-
ваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от
требования к знанию языка.

Независимо от выбора в качестве государственного того или
иного языка республики всем народам РФ гарантируется право на со-
хранение своего родного языка, создание условий для его изучения и
развития (ч.3 ст.68 Конституции). При этом в конституционных поло-
жениях закрепляется право каждого на пользование родным языком,

на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творче-
ства (ч.2 ст.26 Конституции)

Такой подход согласуется с международно-правовыми нормами.
Согласно ст.27 Международного пакта о гражданских и политических
правах от 19.11.1966 в тех странах, где существуют... языковые мень-
шинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может
быть отказано в праве совместно с другими членами той же групп
пользоваться родным языком.

Рамочная Конвенция СЕ О защите национальных меньшинств.
от 01.02.1995 (ратифицирована ФЗ № 84 от 18.07. 1998) предусматри-
вает, что все участники будут обеспечивать развитие языков нацио-
нальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации
по языковому признаку, создавать условия для использования данных
языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению язы-
ков национальных меньшинств и получать на них образование.

Развернутые меры по реализации указанных положений преду-
сматривает Европейская хартия региональных языков и языков мень-
шинств от 05.11.1992. Согласно Распоряжению Президента № 90-ри
от 22.02.2001 РФ присоединилась к странам, подписавшим Хартию.
Однако парламент РФ не ратифицировал эту Хартию.

В некоторых случаях обязательства, связанные с развитием
родного языка, закрепляются в международных договорах РФ. Так, из
Договора между РФ и Республикой Туркменистан о сотрудничестве в
целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и
туркменского — в РФ, подписанного 18.05.1995, следует, что россий-
ская сторона признает за лицами, принадлежащими к туркменскому
меньшинству, право:

1) на индивидуальную или совместно с членами своей группы
языковую самобытность, создание общественных организаций,
собствующих се выражению;

2) беспрепятственно пользоваться родным языком в личной и
общественной жизни как в письменной, так и в устной форме;

3) иметь доступ к информации на этом языке, распространять
такую информацию и быть обеспеченным ею, включая право иметь
средства массовой информации на родном языке;

4) вести религиозно-просветительскую деятельность на родном
языке.

В соответствии с международно-правовыми нормами и нормами
европейского права законодательство РФ регулирует право народов
РФ на пользование родным языком. Так, Закон РФ № 1804-1 объявляет
языки народов РФ национальным достоянием; гарантирует равные их
права и средства защиты (социальные, экономические, юридические);
предусматривает финансирование соответствующих государственных
программ, возможность создавать письменность на родном языке,
проводить исследования всех языков народов РФ, возможность орга-
низации, воспитания и обучения на родном языке независимо от чис-
ленности представителей этнических групи и в соответствии с их по-
требностями; признает допустимым в местах компактного проживания
иноязычного населения использование наряду с государственными
языками в официальных сферах общения (делопроизводстве органов
государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях,
в учреждениях, топонимике) языка данного населения.

ФЗ № 273 от 29.12.2013 06 образовании устанавливает, что в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях,
расположенных на территории республики в составе РФ, может вво-
диться преподавание и изучение государственных языков республик в
соответствии с законодательством республик (ч.3 ст.14). Граждане РФ
имеют право на получение дошкольного, начального общего и основ-
ного общего образования на родном языке из числа народов РФ, а
также на изучение родного языка из числа народов РФ в пределах
возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке,
установленном законодательством об образовании (ч. 4 ст. 14).

Основы законодательства РФ О культуре от 09.10.1992 закреп-
ляют права национальных культурных центров, национальных об-
ществ и землячеств организовывать библиотеки, кружки и студии по
изучению национального языка (ст. 21).

Меры государственной защиты национальных (родных) языков.
(во многом схожие с теми, которые отражены в вышеназванных зако-
нах) закрепляются также в ФЗ № 74 от 17.07.1996 О национально
культурной автономии.

 

Гражданство. Институт гражданства РФ подробно рассматри-
вался в п. 8.3 гл. 8. В настоящем контексте следует акцентировать
внимание на ряде ранее изученных положений:

1) В РФ устанавливается единое и равное гражданство незави-
симо от оснований приобретения (ч.1 ст. 6 Конституции).

2) Граждане РФ обладают на территории РФ всеми правами и
свободами и несуг равные обязанности, предусмотренные Конститу-
цией (ч.2 ст.6 Конституции)

3) РФ осуществляет свою юрисдикцию в отношении всех граж-
дан РФ, находящихся на се территории, и оказывает им помощь и по-
кровительство за пределами РФ.

4) Защита прав граждан РФ за границей осуществляется дипло-
матическими представительствами и консульскими учреждениями РФ.

5) Граждане РФ не освобождаются от ответственности за нару-
шение законодательства РФ на территории иностранного государства.

6) Граждании РФ ие может быть выдан иностранному государству.

Конституция не закрепляет права субъектов РФ устанавливать
свое гражданство. При этом нет прямого запрета. В то же время вопро-
сы гражданства в РФ — это исключительная сфера ведения РФ (п. «в»
ст.71). Поэтому при отсутствии конституционного запрета необходимо
урегулирование вопроса о гражданстве субъектов РФ федеральным
законодателем.

В отсутствие федерального законодательного регулирования
субъекты РФ не могут устанавливать гражданство и регулировать от-
ношения гражданства в собственных конституциях (уставах) и законах.

Вместе с тем истории РФ известен прецедент положительного
решения обозначенного вопроса. До принятия в 2002 г. ФЗ № 62 О
гражданстве РФ действовал Закон РФ № 1948-1 от 28.11.1991 О граж-
данстве РФ. В ст.2 Закона 1991 г. предусматривалось, что граждане
РФ, постоянно проживающие на территории республик, являются од-
новременно гражданами этой республики.

Исходя из этого в юридической литературе делается вывод, что
предметом регулирования Закона 1991 г. было не только гражданство

РФ (единое федеральное гражданство), но и гражданство республик в
составе РФ (республиканское гражданство.

Отсюда следует, что конституционное понятие «гражданство
Российской Федерации» законодатель использовал в широком смысле
— как российское гражданство, охватывающее и федеральное граждан-
ство, и гражданство республик в составе РФ. В соответствии с Законом
1991 г. ряд республик в составе РФ закрепили институт гражданства
республик в своих конституциях (Татарстан, Башкортостан, Саха
(Якутия), Тыва и др.).

В настоящее время действует ФЗ № 62 от 31.05.2002 О граждан-
стве РФ. Этот закон не содержит положений о гражданстве республик.
Часть депутатов Государственной Думы при обсуждении проекта дан-
ного закона отстаивали право республик на гражданство. Однако
большинство депутатов посчитали противоречивой норму о том, что
граждане РФ являются одновременно гражданами республик. Поэтому
поправка представителей Республики Татарстан, которой они хотели
сохранить действующую норму о гражданстве республик в составе
РФ, была отклонена.

Итак, предметом регулирования ФЗ № 62 является только феде-
ральное гражданство (или собственно гражданство РФ). Тем самым в
отличие от Закона 1991 г. действующий ФЗ оставляет вопрос о граж-
данстве республик за рамками правового регулирования.

После принятия ФЗ № 62 нормы о гражданстве были исключе-
ны из конституций республик в составе РФ под сильным давлением
федерального центра. Неизменной осталась лишь Конституция Рес-
публики Татарстан.

Позиция федерального центра мотивирована тем, что согласно
Конституции вопросы гражданства в РФ находятся в ведении феде-

ральных органов государственной власти (ч.1 ст.6, п. «в» ст.71, ч. 1
ст. 76). Поскольку иное федеральным законодательством не преду-
сматривается, постольку субъекты РФ не вправе осуществлять право-
вое регулирование по вопросам ведения РФ.

Однако последующая конституционно-правовая практика вы-
явила еще один нюанс рассматриваемой проблемы. Принятие в 2003 г.
Конституции Чеченской Республики обозначило новый подход к вы-
шеизложенной ситуации. Конституция Республики 2003 г. устанавли-
вала институт гражданина этой Республики. По Конституции Чечен-
ской Республики гражданином Республики являлся гражданин РФ,
проживающий на территории Республики.

Конституционная основа включения положений о гражданстве в
Конституцию Чеченской Республики не была определена. И, видимо, в
этом не было особой необходимости, так как проект этой Конституции
был подготовлен в Администрации Президента. Вслед за Чеченской
Республикой в начале двухтысячных годов институт гражданства «ре-
анимировали» республики Тыва, Саха (Якутия) и др.

Так, в ст.4 Конституции Республики Тыва гражданство Респуб-
лики определялось исходя из того, что граждане РФ, проживающие на
территории Республики, одновременно являются гражданами Респуб-
лики Тыва в соответствии с установленным в РФ сдиным граждан-
ством.

 

В Конституции Республики Саха (Якутия) также закреплялось
положение о том, что Республика имеет свое гражданство (ст. 12.1).
Гражданином Республики Саха (Якутия) являлся гражданин РФ, по-
стоянно проживающий на территории Республики. При этом в отличие
от Конституции Республики Татарстан в Конституции Республики
Саха (Якутия) устанавливалось, что вопросы гражданства республики.
регулируются законом республики на основе федерального законода-
тельства. Ну а поскольку федеральный законодатель не урегулировал
вопрос о гражданстве республик, постольку введенный институт
гражданства Республики Саха (Якутия) оставался декларативным.

В ныне действующих редакциях Конституции Республики
Тыва и Конституции Республики Саха (Якутия) институт гражданства

вновь упразднен, исключены соответствующие положения и из Кон-
ституции Чеченской Республики.

Следует признать, что гипотетическое право республик в соста-
ве РФ устанавливать свое гражданство является фиктивным. Оно не
имеет собственного — вне рамок федерального законодательства — объ-
екта правового регулирования. Право на гражданство республики при-
знается за всеми гражданами РФ, проживающими на территории рес-
публики.

В частности, в конституциях республик институт гражданства
республик и ранее не закреплялся как самостоятельный правовой мас-
сив. В силу этого данный институт, если таковой признавался респуб-
ликой, представлял из себя не более чем политическую декларацию.
Таковым институт гражданства является и по ныне действующей
(единственной в этом роде) Конституции Республики Татарстан.

Тем не менее факт конституционного декларирования права на
гражданство республики как составляющей гражданства РФ является
значимым. Поскольку указанное положение не исключает того, что
гражданин РФ может быть признан при определенных условиях гра-
данином республики в составе РФ.

Одним из таких условий, безусловно, является факт проживания
гражданина РФ на территории республики. Это и другие условия объ-
явления гражданина РФ гражданином республики должны быть за-
креплены ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, необходимо обратить вни-
мание на следующее.
Федеральный законодатель никогда не употреб-
лял понятие «гражданство республик». Законом 1991г. закреплялось
понятие «гражданин республики» в составе РФ. Таковыми являлись
граждане РФ, проживающие на территории республики.

Отсюда встает вопрос, правомерна ли замена понятия «гражда-
нин республики» понятием «гражданство республики»? Первое, как
следует из названного закона, является производным от статуса граж-
данина РФ и соответственно от института гражданства РФ, урегулиро-
ванного ФЗ. Неслучайно в конституциях Чеченской, Кабардино-
Балкарской, Карачасво-Черкссской республик и в Конституции Ма-

рий-Эл закреплялось понятие «гражданин республики», а не «граж-
ланство республики».

В то же время республики Татарстан, Саха (Якутия), Тыва ин-
терпретировали понятие «гражданин республики» как «гражданство
республики». Такой подход является не бесспорным. Вместе с тем
конституционная возможность установления института гражданства
республики в составе РФ сохраняется.

Известно, что для обозначения института гражданства Консти-
туция употребляет два термина «гражданство Российской Федерации»
(ч.1 ст.6) и «гражданство в Российской Федерации» (п. «в» ст. 71).
Приведенное терминологическое различие вряд ли случайно.

Согласно Конституции гражданство РФ приобретается и пре-
кращастся в соответствии с ФЗ, является единым и равным независимо
от оснований приобретения (ч.1 ст.б). Данная норма определяет ос-
новные конституционные параметры гражданства РФ.

Наряду с этим в качестве предмета ведения, регулируемого ФЗ,
определяется гражданство в РФ (п. «в» ст.71, ч.1 ст.76 Конституции
РФ). Однако содержание данного понятия в Конституции РФ не рас-
крывается. Видимо, в силу этого понятие «гражданство в РФ» в зако-
нодательстве не используется вообще.

После принятия Конституции РФ 1993 г. более 10 лет действо-
вал Закон 1991 г. закреплявший институт гражданина республики,
который отождествлялся с институтом гражданства по той простой
причине, что в ряде конституций и законов республик были положе-
ния о гражданстве республик.

ФЗ № 62 в соответствии с ч.1 ст.6 Конституции определил в ка-
честве предмета регулирования только гражданство РФ или федераль-
ное гражданство. Поэтому вопросы гражданства республик в составе
РФ остаются в настоящее время за пределами федерального регулиро-
вания.

Вместе с тем Конституция не исключает возможности закреп
ления федеральным законодателем института гражданства республик в
составе РФ в сго соотношении с федеральным гражданством. По-
скольку эти вопросы охватываются конституционным понятием

«гражданство в Российской Федерации», используемым в п. «в» ст.71
Конституции,

Гражданство — атрибутивный признак республики (государства)
в составе РФ. Признавая публично-правовую значимость вопроса, сле-
дует иметь в виду, что в соответствии с ч.2 ст.6 Конституции каждый
гражданин РФ обладает на ее государственной территории равными
правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией РФ.

Объем конституционной правосубъектности граждан РФ не за-
висит от принадлежности липа к гражданству той или иной республи-
ки в составе РФ. При этом гражданство РФ и предполагаемое граждан-
ство республики в составе РФ не влечет "конкуренцию" прав и обязан-
ностей граждан, определяемых их федеральным статусом и статусом.
субъектов РФ.

В соответствии с указанным конституционным положением за-
конодательство не может устанавливать какие-либо различия в право-
вом статусе лиц, ставших гражданами РФ (или республики) по рожде-
нию, усыновлению, в связи с натурализацией и по другим основаниям,
например, по факту проживания на территории той или иной респуб-
лики. Поэтому признаваемый ранее статус гражданина республики в
сравнении со статусом гражданина РФ следует рассматривать как до-
полнительны. Это, в свою очередь, предопределяет основные харак-
теристики содержания института гражданства, допускаемого в субъек-
тах РФ.

Важно также учитывать то, что в соответствии с ранее действо-
вавшим Законом 1991 г. признавался только институт гражданина
республики и не признавалось гражданство других субьектов РФ.

При этом в литературе не исключалась возможность установле-
ния гражданства не только республиками, но и другими субъектами
РФ. В частности, М В. Баглай, основываясь на принципе равноправия
субъектов РФ и ч.2 ст.2 Закона 1991 г., утверждал, что гражданство
могут иметь все субъекты РФ.

 

Подобный тезис обосновывается общими положениями теории
ограниченного суверенитета и соответствующим конституционным
статусом государственно — территориальных образований как равно-
правных субъектов РФ (ч.1 ст.5 Конституции РФ). В то же время аргу-
ментация изложенного подхода никак не следует из вышеназванной
нормы Закона 1991 г, закреплявшей институт гражданина республики.

Международная правосубъектность. РФ является полным
субъектом международного права, вступает в международные (или в
межгосударственные) и в межправительственные отношения, заклю-
част международные договоры РФ и правительственные соглашения.

"Субъекты РФ не являются полными субъектами международно-
то права и не относятся к международным лицам со всеми правами и
обязанностями. Субъекты РФ признаются международными лицами
только в отношении некоторых объектов. Согласно п. «о» ч.1 ст. 72
Конституции субъекты РФ являются участниками международных и
внешнеэкономических связей. Данное положение конкретизируется в
федеральном законодательстве.

В п. 1 ч.1 ст.8 ФЗ № 164 от 08.12.2003 Об основах государ-
ственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавлива-
ется круг субъектов международных и внешне - экономических связей
зарубежных стран. К ним относятся: субъекты иностранных госу-
ларств, административно-территориальные образования, органы госу-
дарственной власти иностранных государств. Кроме того, в ст. 8 ФЗ
№ 164 определяются полномочия органов государственной власти
субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Это:

1) проведение переговоров и заключение соглашений об осу-
ществлении внешнеэкономических связей;

2) содержание своих представителей при торговых представи-
тельствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов
субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным орга-
ном исполнительной власти и Министерством иностранных дел;

3) открытие представительств в иностранных государствах в це-
лях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических
связей в порядке, установленном законодательством РФ;

 

4) формирование и реализация региональных программ внеш-
неторговой деятельности.

В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: