К приборам микроклимата относится большая группа электрических бытовых устройств, включающая вентиляторы, тепловентиляторы, увлажнители и осушители воздуха, бытовые, автомобильные и промышленные кондиционеры и климатизеры.
Наиболее распространенными являются вентиляторы, используемые в местностях с жарким и умеренным климатом, и тепловентиляторы, необходимые в местностях, где средняя годовая температура обычно ниже комфортной, а также в средней,л полосе в зимнее время. В зонах тропиков и субтропиков, а также в условиях города с загрязненным воздухом все большее распространение получают бытовые кондиционеры и климатизеры.
В мире выпускаются миллионы разнообразных вентиляторов в год. Рабочим органом вентилятора может быть либо крыльчатка, либо микротурбина. Бытовые вентиляторы изготавливаются на мощности от единиц и даже долей ватта (карманные, театральные, автомобильные) до относительно мощных (сотни ватт) многоскоростных, регулируемых вентиляторов штативного (напольного), настольного, настенного исполнения или встроенных в стены и окна стационарных вытяжных, приточных (нагнетательных) или комбинированных вентиляторов. В первом случае в вентиляторах применяются двигатели постоянного тока, которые работают от элемента питания или аккумулятора, а вся электрическая схема, кроме двигателя и элемента питания, содержит только выключатель. Во втором случае вентиляторы получают питание от сети переменного тока и снабжены программируемой микропроцессорной системой, которая задает режим работы и обеспечивает заданный закон управления. Во многих случаях привод таких вентиляторов организован так, что кроме вращения крыльчатки (основной функции) задается и угловое перемещение самого корпуса вентилятора с целью изменения направления потока воздуха и рационального вентилирования помещения.
|
|
Чаще других в вентиляторах малой мощности используются асинхронные электрические двигатели, способные работать от однофазной сети. Это двигатели с экранированными полюсами типов ДВ-1 и ДВ-2, а также асинхронные конденсаторные двигатели серии КД. Эти двигатели имеют явнополюсную конструкцию и сосредоточенные каркасные обмотки. Применение в них подшипников скольжения с пропитанным маслом активным телом позволило отказаться от периодической смазки. Все это обеспечивает конструктивную простоту и высокую эксплуатационную надежность.
Стационарные кондиционеры и климатизеры представляют собой комбинированные электробытовые приборы для повышения комфортности бытовых или производственных условий в помещении. В наиболее типичном варианте в состав кондиционера входят нагнетательный вентилятор с приводом от многоскоростного или регулируемого асинхронного двигателя, компрессор охладителя или холодильника с приводом от второго асинхронного двигателя, электрический нагреватель воздуха спирального или тэнового типа, воздушный фильтр и электронная система управления прибором. Нагреватель обычно имеет лабиринтную конструкцию, а электронная система управления включает температурные датчики и реле времени, защитные приспособления, сенсорную клавиатуру, датчики режима работы с электронной индикацией или индикацией на жидких кристаллах. Кондиционеры и климатизеры могут работать в нескольких температурно-временных режимах в зависимости от желания пользователя и условий окружающей среды.
|
|
Автомобильные кондиционеры, несмотря на большое разнообразие конструкций, содержат те же основные элементы, что и стационарные. В них в качестве привода используются двигатели постоянного тока (иногда часть мощности для привода компрессора отбирается от основного двигателя внутреннего сгорания), а набегающий поток воздуха может при движении автомобиля заменять крыльчатку вентилятора.
Кондиционеры и климатизеры — весьма сложные бытовые устройства. Их техническое обслуживание и ремонт в домашних условиях весьма затруднены, поэтому при необходимости следует пользоваться услугами специализированных мастерских. Некоторые незначительные неисправности, поддающиеся устранению без специального оборудования, представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Компрессор не работает, освещение камеры имеется, слышно гудение | Низкое напряжение сети | Проверить тестером, установить автотрансформатор |
Неисправно пусковое реле | Заменить реле | |
Нарушена электропроводка, идущая к защитному реле | Проверить визуально или тестером и устранить обрыв | |
То же, но гудения компрессора не слышно | Неисправен терморегулятор | Отсутствие щелчка терморегулятора при вращении ручки говорит о его неисправности. Снять провода с клемм терморегулятора и замкнуть их. Включить холодильник в сеть. Если холодильник заработает, заменить терморегулятор |
Неисправно защитное реле или электропроводка | Заменить реле, устранить обрыв цепи | |
Неисправен компрессор | Проверить целостность обмоток измерительным прибором. При целых обмотках сделать трехкратную (кратковременным включением) попытку пустить двигатель повышенным напряжением | |
Нет освещения в камере | Перегорела лампа | Заменить лампу |
Неисправен выключатель | Заменить выключатель | |
Компрессор работает непрерывно | Неисправен терморегулятор | Проверить терморегулятор. При необходимости заменить |
Замыкание на корпус | Нарушена электроизоляция | Проверить мегаомметром сопротивление электропроводки (контактных штырей вилки —корпус), которое должно быть более 10 МОм |
Пробой на корпус моторкомпрессора | Проверить сопротивление, контакты мотор-компрессора, корпус агрегата. В качестве корпуса можно использовать испаритель. Сопротивление должно быть более 10 МОм. При понижении сопротивления изоляции заменить агрегат |