Приборы микроклимата

К приборам микроклимата относится большая группа электрических бытовых устройств, включающая вентиляторы, тепловентиляторы, увлажнители и осушители воздуха, бытовые, автомобильные и промышленные кондиционеры и климатизеры.

 

Наиболее распространенными являются вентиляторы, используемые в местностях с жарким и умеренным климатом, и тепловентиляторы, необходимые в местностях, где средняя годовая температура обычно ниже комфортной, а также в средней,л полосе в зимнее время. В зонах тропиков и субтропиков, а также в условиях города с загрязненным воздухом все большее распространение получают бытовые кондиционеры и климатизеры.

 

В мире выпускаются миллионы разнообразных вентиляторов в год. Рабочим органом вентилятора может быть либо крыльчатка, либо микротурбина. Бытовые вентиляторы изготавливаются на мощности от единиц и даже долей ватта (карманные, театральные, автомобильные) до относительно мощных (сотни ватт) многоскоростных, регулируемых вентиляторов штативного (напольного), настольного, настенного исполнения или встроенных в стены и окна стационарных вытяжных, приточных (нагнетательных) или комбинированных вентиляторов. В первом случае в вентиляторах применяются двигатели постоянного тока, которые работают от элемента питания или аккумулятора, а вся электрическая схема, кроме двигателя и элемента питания, содержит только выключатель. Во втором случае вентиляторы получают питание от сети переменного тока и снабжены программируемой микропроцессорной системой, которая задает режим работы и обеспечивает заданный закон управления. Во многих случаях привод таких вен­тиляторов организован так, что кроме вращения крыльчатки (основной функции) задается и угловое перемещение самого корпуса вентилятора с целью изменения направления потока воздуха и рационального вентилирования помещения.

 

Чаще других в вентиляторах малой мощности используются асинхронные электрические двигатели, способные работать от однофазной сети. Это двигатели с экранированными полюсами типов ДВ-1 и ДВ-2, а также асинхронные конденсаторные двига­тели серии КД. Эти двигатели имеют явнополюсную конструкцию и сосредоточенные каркасные обмотки. Применение в них подшипников скольжения с пропитанным маслом активным те­лом позволило отказаться от периодической смазки. Все это обеспечивает конструктивную простоту и высокую эксплуатационную надежность.

 

Стационарные кондиционеры и климатизеры представляют собой комбинированные электробытовые приборы для повышения комфортности бытовых или производственных ус­ловий в помещении. В наиболее типичном варианте в состав кон­диционера входят нагнетательный вентилятор с приводом от мно­госкоростного или регулируемого асинхронного двигателя, ком­прессор охладителя или холодильника с приводом от второго асинхронного двигателя, электрический нагреватель воздуха спирального или тэнового типа, воздушный фильтр и электронная система управления прибором. Нагреватель обычно имеет лабиринтную конструкцию, а электронная система управления включает температурные датчики и реле времени, защитные приспособления, сенсорную клавиатуру, датчики режима работы с электронной индикацией или индикацией на жидких кристаллах. Кон­диционеры и климатизеры могут работать в нескольких температурно-временных режимах в зависимости от желания пользователя и условий окружающей среды.

 

Автомобильные кондиционеры, несмотря на боль­шое разнообразие конструкций, содержат те же основные элементы, что и стационарные. В них в качестве привода используются двигатели постоянного тока (иногда часть мощности для при­вода компрессора отбирается от основного двигателя внутреннего сгорания), а набегающий поток воздуха может при движении ав­томобиля заменять крыльчатку вентилятора.

 

Кондиционеры и климатизеры — весьма сложные бытовые устройства. Их техническое обслуживание и ремонт в домашних ус­ловиях весьма затруднены, поэтому при необходимости следует пользоваться услугами специализированных мастерских. Некоторые незначительные неисправности, поддающиеся устранению без специального оборудования, представлены в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Компрессор не работает, освещение камеры имеется, слышно гудение Низкое напряжение сети Проверить тестером, установить автотрансформатор
Неисправно пусковое реле Заменить реле  
Нарушена электропроводка, идущая к защитному реле Проверить визуально или тестером и устранить обрыв  
То же, но гудения компрессора не слышно Неисправен терморегулятор Отсутствие щелчка терморегулятора при вращении ручки говорит о его неисправности. Снять провода с клемм терморегулятора и замкнуть их. Включить холодильник в сеть. Если холодильник заработает, заменить терморегулятор
Неисправно защитное реле или электропроводка Заменить реле, устранить обрыв цепи  
Неисправен компрессор Проверить целостность обмоток измерительным прибором. При целых обмотках сделать трехкратную (кратковременным включением) попытку пустить двигатель повышенным напряжением  
Нет освещения в камере Перегорела лампа Заменить лампу
Неисправен выключатель Заменить выключатель  
Компрессор работает непрерывно Неисправен терморегулятор Проверить терморегулятор. При необходимости заменить
Замыкание на корпус Нарушена электроизоляция Проверить мегаомметром сопротивление электропроводки (контактных штырей вилки —корпус), которое должно быть более 10 МОм
Пробой на корпус моторкомпрессора Проверить сопротивление, контакты мотор-компрессора, корпус агрегата. В качестве корпуса можно использовать испаритель. Сопротивление должно быть более 10 МОм. При понижении сопротивления изоляции заменить агрегат  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: