Особенности технологии

• Отрицание концентрического построения учебных программ.

• Непризнание универсальности использования конкретной на­глядности в начальной школе.

• Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имею­щих творческий характер.

• Особенностями урока в данной системе являются коллектив­ная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

• Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

• На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситу­ацию:

- Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеоб­щего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах; - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- Построение системы частных задач, решаемых общим спосо­бом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения дан­ной учебной задачи.

- Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъек­тивных возможностей учащихся.

- Оценка отражает персональное развитие ученика, совершен­ство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани­ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен­ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб­ность в познании.

УМК «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова

Авторы комплекта:

• доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина (математика);

• кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык);

• кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);

• кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);

• доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение).

В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

В числе этих мер следует назвать:

• логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;

• способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

• систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

«Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ 'ШКОЛА 2000...' - 'ШКОЛА 2100'

Л. Г. ПЕТЕРСОН, Р.Н. БУНЕЕВ,

Учебно-методический комплект 'Школа 2000...' - 'Школа 2100' включает в себя:

1) учебники по математике для 1-4 классов начальной школы автора Л.Г. Петерсон,

2) учебники по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А. Вахрушева, положены следующие педагогические принципы.

А. Личностно ориентированные принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития. 3.

Принцип психологической комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы.

1. Принцип обучения деятельности.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

 5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: