Типовая структура методического издания

Титульный лист:

название учреждения, которое издает методическое пособие;

вид и название методической продукции;

кому адресуется;

составитель или автор;

город и дата издания.

Оборот титульного листа (либо 2-я страница).

На обороте титульного листа указывается название редакционного совета, по

решению которого выпускается данная продукция (например, «Печатается по решению

научно-методического совета ГОУ СОШ № ____»), далее идут выходные данные, состав

редакционной коллегии, рецензенты.

Для издания пишется краткая аннотация (1-2 абзаца), в которой указывается, для

кого предназначена продукция, что она содержит.

Содержание должно включать:

1. вступление (с какой целью подготовлено издание и о чем будет идти речь);

2. основная часть (текст, разбитый на соотносимые друг с другом разделы);

3. заключение (выводы, предложения);

4. литература.

В зависимости от вида методической продукции издание может включать

приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).

Информационная методическая продукция

В изданиях этого вида излагается опыт для распространения, анализ конкретного

опыта, разъяснение отдельных педагогических приемов и методов, описание

педагогических действий. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и

методические выводы из педагогической практики.

Методическое описание

Это рассказ о проведенном деле, увиденном событии из педагогической практики

или о том, как его можно провести. С одной стороны, это самый простой вид

методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия,

некоторые комментарии. С другой стороны, методическое описание часто подменяют

общепедагогическим или вовсе бытовым. Методическое описание всегда должно

содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не

иначе?». Так простой конспект урока, сценарий мероприятия не является методическим

материалом. Такой конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю:

· каково место данного урока в теме курса;

· основные задачи урока в данной форме;

· чем данная форма проведения урока лучше других;

· на каких учащихся рассчитан данный урок;

· как готовиться к уроку подобного типа;

· как подготовить к нему учеников;

· какие могут встретиться трудности во время урока;

· как можно преодолеть эти трудности;

· что делать, если сценарий урока нарушился;

· предпочтительный характер общения с учащимися на данном уроке;

· каким образом связать данный урок с предыдущим и последующим

материалом…

Это только некоторые вопросы, ответ на которые превращает простой конспект в

методическое описание.

Часто можно слышать рассуждения о том, что не дело учителя так смотреть на

свой труд со стороны, его дело — проводить уроки. Однако поверьте, что без такого

взгляда учителя «на себя сверху», без обобщения своего повседневного опыта, развития

не будет.

Методический комментарий

Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого

общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии

могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор

описывает свой опыт (например, представляет конспект урока), а второй, обладая

большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких

пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом

учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою

методическую культуру.

Интересен вариант методического комментария, при котором несколько

комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой

работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы

которого составят уникальный методический продукт.

Информационный плакат

Позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими

идеями. Чтобы стать методической продукцией, а не быть просто объявлениями, они

должны быть регулярными, нацеленными на определенную аудиторию и обладать

чертами методических рекомендаций. С другой стороны, как всякий плакат, они должны

быть лаконичны по языку и броски оформлению. Примером подобного типа

методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической

службы. Так же в виде плаката часто оформляют методические указания ученикам,

помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно

расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.

Аннотация и реферат

Это две распространенные формы методической продукции. К сожалению, их

смысл сегодня претерпел очень большие искажения. Поэтому, прежде чем приступать к

аннотированию или реферированию, неплохо было бы познакомиться с ГОСТ 7.9-95, где

изложены основные принципы построения аннотации и реферата.

Реферат здесь определен как «краткое точное изложение содержания документа,

включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной

интерпретации или критических замечаний автора реферата». А аннотация — «краткая

характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и

других особенностей».

Обратите внимание, оба определения начинаются установлением размера данных

продуктов. Там же даются и приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация –

около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков. Для наглядного

представления достаточно сказать, что аннотация должна занимать один абзац в 7–8

строк, а реферат — два абзаца по 6–7 строк. Поэтому не надо путать методический

реферат и учебный, который пишут наши ученики, и который подчас достигает размеров

хорошей диссертации.

Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является

отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути

реферируемого или аннотируемого источника.

При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать

немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при

постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи

уже должны содержаться в источнике. Так реферат простого конспекта урока бессмыслен,

так как в самом конспекте методического наполнения почти нет. А вот реферативное

изложение какого-нибудь интересного периодического методического издания — дело

весьма перспективное. В этом случае каждая статья издания превращается в отдельный

небольшой реферат.

В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все

небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный

журнал или непериодический реферативный сборник).

Рецензия

Это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского

оригинала или вышедшего в свет издания» (ГОСТ 7.5–98). По сравнению с аннотацией и

рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выказывать свое субъективное

отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую

продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.

Нужно только помнить, что читатель методической рецензии может быть не

знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку

первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. Так не лишним

будет указание на основную идею, структуру, главные положения исходного материала.

Автор хорошей рецензии всегда стремиться показать первичный материал с точки

зрения общих процессов, проходящих в системе образования, общих проблем. Именно с

точки зрения этих общих проблем и дается оценка авторского материала. При этом в

методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не

присутствовавшие в первоисточнике.

И последняя рекомендация: стремитесь к краткости рецензии. Хорошая, добротная

методическая рецензия должна занимать 2-3 страницы текста. И обязательно завершаться

очень краткими методическими рекомендациями по сути процессов, описанных автором.

Методическая справка

Это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных

методических процессов в учреждениях системы образования. В справке отражаются

особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения

факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и

усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть

объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично

изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

 тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательного

учреждения;

 цели, формы и методы изучения;

 анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому

способствовало, какие недостатки и их причины);

 выводы, предложения;

 кто изучал вопрос.

Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он,

как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе самого

образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и

опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в

образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать,

что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое

внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки

зрения методики их проведения.

Методический бюллетень

Этот вид методической продукции позволяет быстро и регулярно оповещать всех

заинтересованных лиц и организации о том новом, что имеется с точки зрения

методических процессов в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В

бюллетене публикуются краткие официальные методические материалы. Специфической

чертой бюллетеня является официальный характер включаемых в него сведений.

Самым важным в правильном использовании этой формы методической продукции

является «быстрота и регулярность». Если эти условия соблюдаются, то педагогический

коллектив очень скоро привыкает получать официальные методические сведения из

небольших брошюр бюллетеней.

Ошибкой, к сожалению очень распространенной, является включение в

методический бюллетень административных распоряжений и указаний. Такие бюллетени

быстро становятся органом администрации образовательного учреждения, и перестают

отражать методические процессы.

Методический информационный справочник

Подобные справочники содержат объяснение основной методической

терминологии, ответы на самые актуальные вопросы участников образовательного

процесса в конкретном образовательном учреждении. Такого рода методическая

продукция весьма актуальна сегодня при намечающемся падении общей методической

культуры.

Существуют справочники методической терминологии, насчитывающие более 500

страниц (например, Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и

понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009). Однако

такого рода издания предназначены и востребованы, как правило, профессиональными

методистами. Кроме того, они часто не отражают реалии конкретного образовательного

учреждения. Например, при введении в данном образовательном учреждении некоторой

общей педагогической технологии, неплохо было бы составить методический справочник

по данной технологии для повседневной работы с ним учителей.

Положение о методической службе

или методическом мероприятии

Положение — это локальный нормативный акт, рассчитанный на более или менее

длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок

деятельности. Другими словами, положение — это формальный договор всех участников

какого-либо процесса. Если это «Положение о методической службе образовательного

учреждения», то оно должно устанавливать порядок взаимодействия всех участников

методической службы в данном учреждении. Если это «Положение о проведении…»

какого-либо методического мероприятия, то оно регламентирует действия всех его

участников.

Создание грамотного положения — задача нелегкая. Нужно учесть все аспекты

описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать

начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает,

что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь

корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года. Поэтому не

следует создавать положение в одиночку. Это принципиально коллективный продукт, в

котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.

Можно предложить следующую примерную структуру положения:

 официальная «шапка» организации, на базе которой создается положение;

 заголовок «Положение о…»;

 перечисление нормативных документов, на основе которых создано данное

положение;

 цели и задачи деятельности, которую регламентирует данное положение;

 участники (индивидуальные или коллективные) данной деятельности;

 направления деятельности (в случае положения о структурной методической

единице);

 регламент деятельности (в случае положения о проведении мероприятия);

 условия участия (в случае положения о проведении мероприятия)

 критерии оценивания результатов и определения победителей (в случае положения

о проведении конкурса)

 порядок подведения итогов деятельности.

Методическая газета

Это редко встречающаяся форма методического продукта. Хотя бы потому, что она

очень трудоемка. Хорошая методическая газета должна быть регулярной и включать в

себя методические новости, заметки, интервью, репортажи, неформальные отчеты,

очерки, зарисовки, фельетоны и пр. Сегодня такая работа требует привлечения немалого

количества энтузиастов. Но зато и результаты дает превосходные, так как позволяет

неформально обмениваться мнениями по самым разным поводам.

Опасности, которые подстерегают методическую газету, состоят в потере ею

методической направленности и слишком формализованном характере материалов.

Однако распространение в образовательных учреждениях компьютерных технологий

позволяет создавать Интернет-газету, в которой материалы могут собираться, помещаться

и комментироваться по мере их появления. Разновидностью такой газеты может стать

методический «живой журнал», где каждый участник образовательного процесса может

писать свои заметки.

Методический вестник

Такого типа методическая продукция носит более научную направленность, чем,

например, методическая газета. Это выпускаемое учреждением периодическое или

продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного,

информационного, методического характера, нормативные правовые акты. Как правило,

выпускается одни-два вестника в год. Необходимо только следить за хорошим уровнем

печатаемых там материалов, иначе методический вестник превратится в сборник

малоинтересных статей.

Методическое портфолио

Сегодня существует много разных вариантов портфолио. Портфолио происходит

от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня в образовании словом

портфолио называют собрание более или менее официальных документов

представляющих умения, навыки и знания ученика, учителя. В основном, это достижения.

Портфолио тем и отличается от других форм самопрезентации, что принципиально

сосредоточено на достижениях.

В методической работе принцип портфолио в настоящее время применяется не

слишком активно. Если учителя еще собирают личные портфолио, в которые входят и их

методические наработки, то, например, портфолио методического объединения или

методической службы всего образовательного учреждения практически не встречаются. И

в результате интересные методические разработки трех–четырехлетней давности

исчезают из поля зрения методической службы.

Создание документа всегда преследует какую-либо цель. Так целью создания

коммерческого портфолио является убеждение потенциального работодателя или клиента

в необходимости работы с автором портфолио. Часто целью создания учительского

портфолио становится успешное прохождение аттестации. А что же может стать целью

создания методического портфолио образовательного учреждения?

Современные процессы в образовании убедительно показывают, что время

обособленных образовательных коллективов проходит. Все большее число

образовательных учреждений вступает в многочисленные сетевые взаимодействия как

внутри системы образования, так и вне нее. А такое взаимодействие требует

представительства одного образовательного учреждения перед другими. В том числе, и

методического представительства. В сетевом взаимодействии каждый педагогический

коллектив не только должен осознать свое методическое своеобразие, но и уметь

предъявить его. Только тогда станет возможен нормальный сетевой методический обмен.

Структура методического портфолио может быть самой свободной. Но портфолио

будет более успешным, если оно меньше будет ориентировано на рекламу

образовательного учреждения. Не стоит загромождать методическое портфолио полными

текстами положений и методических разработок. Вполне достаточно будет кратких

рефератов, аннотаций и рецензий с указанием адреса, по которому можно ознакомиться с

полным текстом.

Необходимо также помнить, что методическое портфолио — это динамичный,

постоянно изменяющийся и пополняющийся продукт. Даже наработки многолетней

давности должны в нем постоянно перерабатываться и изменяться. С той точки зрения

прекрасной формой методического портфолио станет Интернет-портфолио.

Организационно-методическая продукция

Издания этого вида методической продукции разъясняют цели и порядок действия

учителя, методику организации, проведения мероприятия, акции, процесса, представляют

возможные методические приемы и технологии.

Инструктивно-методическое письмо

Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного

документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме

определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению

решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать

содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения

частных методик и рекомендаций.

Схема инструктивно-методического письма может быть такой:

 название, адресат;

 вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного

вопроса (приводятся отправные нормативные документы, анализ

сложившейся ситуации, обстановки; выводы);

 изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание,

обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники,

сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические

аспекты (план-алгоритм действий; перечень дел, рекомендованных к

исполнению и т.д.);

 заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного

инструктивно-методического письма;

 автор.

Методическая инструкция

Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает

последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий

дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных

толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется

для использования вновь созданного учебного пособия.

Примерная схема составления методической инструкции:

 название;

 кем разработано;

 целевая аудитория (для кого предназначено);

 цели и задачи предлагаемого пособия;

 структура пособия;

 сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться;

 условия и порядок пользования пособием.

Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных

грамматических оборотов.

Методическая памятка

Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка

содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или

осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг

обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде

краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно

лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.

Методическая записка

Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале

сборника материалов, пособия. Методическая записка дает пояснения к последующим

методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в

записке даются ответы на следующие вопросы:

 решению каких задач способствует данная методическая работа;

 кому адресована;

 на основании каких документов, фактов составлена работа;

 какова система изложения последующего материала.

Методические рекомендации

Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так

или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид

представлен самостоятельно.

Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для

оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации

содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий,

выработанных на основе положительного педагогического опыта.

Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и

объем методической рекомендации строго регламентируется.

Вариант схемы методических рекомендаций:

 автор работы, год написания, рецензия;

 вступительная часть:

o обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций;

o краткий анализ положения дел в системе образования по данному

вопросу, проблема;

o указание адресата рекомендаций;

o разъяснение, какую помощь призвана оказать данная работа;

 изложение главного тезиса:

o рекомендуемые действия по решению проблемы, поставленной во

вступительной части;

o общее описание методики организации деятельности (как это

сделать?);

o описание конкретных способов, приемов, форм и методов работы.

 методические рекомендации по организационным вопросам,

сопровождающим описанную выше методику (распределение функций,

подготовка к осуществлению методики, организация пространства и расчет

времени и т. д.);

 описание возможных результатов рекомендованной методики;

 список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной

литературы.

 приложения (конкретные материалы, конспекты занятий, сценарии

мероприятий).

Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать,

давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от

материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку

вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному

пособию нуждаются в гораздо большем объеме.

Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор

рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом

конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие,

описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических

рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического

процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и

ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от

целого к частностям.

Авторская программа

Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на

основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс,

предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных

(повышенных) результатов.

Авторская программа должна:

 соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития

учащихся;

 удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и

последовательности в их современном понимании;

 сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный

государственными стандартами;

 быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на

изучение данного материала);

 соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их

психического развития;

 содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного

процесса;

 включать надпредметное содержание — развивать универсальные

общеучебные навыки;

 быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь

межпредметные связи с ними;

 учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или

родственных программ;

 соответствовать учебно-методическому обеспечению;

 иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.

Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой

учебной программе элементы:

 наименование программы;

 объем программы в учебных часах;

 пояснительную записку;

 содержание, структурированное по возрастному и тематическому

признакам;

 требования к уровню подготовки учащихся;

 дополнительные материалы.

Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней

раскрываются:

 концепция (методологическая основа) программы;

 цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;

 актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений;

 особенности содержания и структуры курса;

 учебно-методическое обеспечение курса.

К дополнительным материалам относятся:

 тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению

материала, методам и формам обучения;

 указатель межпредметных связей;

 списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;

 методические рекомендации по реализации программы.

Педагогическая технология

Педагогическая технология — это система действий для достижения

педагогических целей. Любая педагогическая технология должна удовлетворять

некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

1. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща

опора на определенную научную концепцию, включающую философское,

психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

процесса достижения образовательных целей.

2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками

системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3. Управляемость. Предполагает возможности диагностического целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в

конкурентных условиях и должны являться эффективными по результатам и

оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта

обучения.

5. Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения,

воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных

образовательных учреждениях, другими субъектами.

Описание педагогической технологии можно представить в следующей структуре:

 Название технологии, отражающее основное направление модернизации

учебно-воспитательного процесса.

 Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез,

принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее

построения и функционирования):

o целевые установки и ориентации;

o основные идеи и принципы (основной используемый фактор

развития, научная концепция усвоения);

o позиция ребенка в образовательном процессе.

 Процессуальная характеристика:

o особенности методики, применения методов и средств обучения;

o организационные формы образовательного процесса;

o управление образовательным процессом;

o категория учащихся, на которых рассчитана технология.

 Программно-методическое обеспечение:

o учебные планы и программы;

o учебные и методические пособия;

o дидактические материалы;

o наглядные и технические средства обучения;

 диагностический инструментарий.

Методическая разработка

Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические

рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть

являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический

продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный

непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта

практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и

пр.) делает ее особенно ценной.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы

обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии

обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной

программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может представлять собой:

 разработку конкретного урока;

 разработку серии уроков;

 разработку темы программы;

 разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

 разработку общей методики преподавания предметов;

 разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

 методические разработки, связанные с изменением материальнотехнических условий преподавания предмета.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

 методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;

 содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и

цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.;

 содержание методической разработки должно быть понятным и

применимым на практике в любых условиях;

 методические разработки не должны повторять содержание учебников,

учебных программ и иных методических разработок других авторов;

 материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и

четко;

 язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным,

убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать

общепринятой в педагогике;

 рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения

должны подкрепляться описанием педагогического опыта;

 методическая разработка должна содержать конкретные материалы,

которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания,

планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки

схемы, тесты, уровневые задания и т.д.).

Примерная схема методической разработки:

 автор разработки, должность, место работы;

 название разработки.

 название и форма проведения дела (урок-диспут, выставка ученических

работ, педагогический совет и т. д.);

 пояснительная записка:

 цели и задачи проводимого дела;

 целевая категория (возраст детей, группа детей, группа педагогов и пр.);

 условия для проведения;

 оборудование и оформление;

 методические советы на подготовительный период (распределение

поручений, работа советов дел и т. д.);

 сценарный план, ход проведения дела.

 методические советы организаторам и участникам:

o на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание,

o пути создания эмоционального настроения,

o место проведения,

o варианты оформления;

 методические советы на итоговый период (как подвести итоги, какие дела

провести для закрепления полученного результата);

 список использованной литературы;

 приложения (ссылки на источники дополнительного материала, подбор

сопровождающих материалов, таблиц, схем).

Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся

все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического

материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он

более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока,

мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.

Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс — это система нормативной и учебно-методической документации, описание средств обучения и контроля, необходимых и

достаточных для качественной организации основных и дополнительных

образовательных программ, согласно учебному плану.

Структура и содержание УМК:

 определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно

учебному плану;

 разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и

семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);

 разработка учебника, учебного пособия, курса;

 разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому

блоку, тестовых заданий по курсу дисциплины;

 планирование и расстановка точек текущего контроля знаний учащихся;

 разработка методических рекомендаций к теоретическим, практическим и

лабораторным занятиям;

 разработка прочих руководств по изучению дисциплины;

 оформление документации учебно-методического комплекса (паспорт

комплекса);

 данные о результатах апробации материалов учебно-методического

комплекса в учебном процессе;

 данные о согласовании и утверждении учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс — один из самых громоздких и трудных для

создания методических продуктов. Поэтому не всякий педагогический коллектив

возьмется за его разработку. Однако даже сама работа над таким значительным

методическим материалом может стать замечательной школой для учителей.

Сценарий

До недавнего времени данный вид методической продукции применялся

исключительно для описания внеклассных мероприятий. И до сих пор этот вид

педагогического сценария продолжает существовать. Это более или менее подробная

запись праздника, вечера, любого дела. Здесь дословно приводятся слова ведущих,

чтецов, актеров, текст песен, В ремарках даются сценические указания (световая

партитура, движение участников на сцене и т. д.).

Схема данного сценария может быть такой:

 автор (составитель) сценария, год составления;

 название дела;

 адресат, целевая аудитория;

 цель, воспитательные задачи;

 участники или действующие лица;

 текст сценария с методическими ремарками;

 использованная литература.

Как правило, сценарий снабжен методическими советами, что позволяет

разрабатывать собственные варианты, избежать ошибок.

Однако в последнее время, в связи с переходом на новые федеральные

государственные образовательные стандарты сценарии стали создаваться и для урочных

занятий. Здесь сценарий приобрел совершенно иную форму. В таком сценарии реплики

участников и их действия не выписываются подробно, а лишь намечаются. Больше

внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам

захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются

варианты «отклика» на разные действия учащихся.

В этом случае схема сценария может быть следующей:

 автор (составитель) сценария, год составления;

 название сценария;

 адресат, целевая аудитория;

 цель занятия;

 задачи личностные, метапредметные и предметные;

 подробное описание подготовки к занятию (обеспечение, оформление, распределение

функций);

 сценарий занятия (описание возможных действий учителя и учеников в связи с

задачами) с методическими ремарками;

 варианты подведения итогов занятия;

 использованная литература.

Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий

сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.

Графики (диаграммы)

Являются вспомогательной методической продукцией. Необходимо, однако,

заметить, что их нужно строить таким образом, чтобы смысл и тенденция развития

процесса, на них изображенные, были понятны без дополнительных объяснений. Большой

методической ошибкой выглядят объяснения диаграмм. А вот выводы из тенденций,

которые явно просматриваются на графиках, нужны. Без них сами графики теряют

ценность.

Информационный каталог

Данный вид методической продукции хорошо помогает учителям ориентироваться

в огромном информационном поле. Это могут быть каталоги фильмов, аудиозаписей,

ссылок на ресурсы Интернета, методические материалы. Как правило, такие каталоги

делаю тематическими.

Содержание каталога может быть, например, таким:

 автор;

 название книги, фильма, методического материала;

 аннотация;

 выходные данные: год издания, издательство.

По форме — это могут быть каталожные карточки, объединенные в картотеку,

либо текст, сформированный в сборник, брошюру, или папка-файл, или массив

перекрестных ссылок в интернете.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: