Объект, предмет конфликта

Объект – та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел.

Предмет – ситуация, сопровождающая К.

Трехвекторная модель конфликта (В.Орлов)

Противоречие, противоборства, острые негативные переживания

Структура конфликта.

- объект

- предмет

- личности оппонентов (активных участников К)

- группа поддержки

- третьи лица

- стратегия – постановка цели, вектор (а цель – ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели.

- тактика – технологическая сторона, каким образом достичь желаемого

- субъективная модель К

- мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс)

- микросреда – непосредственное окружение участников к

- макросреда – явления, кот косвенно оказывают влияние на К

 

Есть субъективные и объективные стороны; на одни мы можем повлиять, на другие нет. В объективном событии м.б объективные факторы.

 

К бывает, когда силы примерно равны.

Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне – группа поддержки.

Динамика конфликта.

2 оси: степень напряженности отношений и время.

 

Латентный период (предконфликтный):

1. Возникновение объективной проблемной ситуации

К еще нет, но ситуация уже складывается

2. осознание ей участниками К

Отражение возникающих противоречий

3. попытки решить проблему неконфликтным путем

Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем

4. предконфликтная ситуация

Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.

 

Открытый период

5. Инцидент – спусковой крючок

Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное

6. Эскалация К

Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс.

7. Сбалансированное противостояние

Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка

8. Завершение К

Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.

 

Латентный период (постК)

9. частичная нормализация отношений

Снижение напряженности

10. полная нормализация отношений

 

+ остаточное недоверие

Кривая до 0 не доходит

Функции конфликта.

1. сигнальная – сигнал о наличии проблемы

2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов

3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе

4. Конфликт — фактор социальной дифференциации

5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями.

6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.

Основные типы конфликтов. Проблема классификации.

К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию.

I. Зооконфликты:

- интрапсихические

-зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами)

 

II. С участием чел

1) Социальные

- межличностные

- м/личностью и группой

- малыми группами

- средними группами

- большими группами

- м/государственные (между отдельными гос или коалициями)

 

2) Внутриличностные

- хочу и хочу

- хочу и не могу

- хочу и надо

- могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют)

- надо и надо

- надо и не могу

Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов.

Объективные:

- нормативно-ценностная система общества

Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).

Субъективные:

- ориентации и деятельностные установки самих субъектов

Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.

Конфликты в различных сферах человеческих взаимоотношений.

- межличностный

- внутрисемейный

- в сфере образования

- в профессиональной деятельности

- межэтнические К


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: