Мотивы человеческой деятельности (потребности и их виды, мотивационная структура поведения, экономические и неэкономические стимулы)

 

Люди трудятся, в конечном итоге, для того, чтобы удовлетворить свои потребности (под потребностью понимается нехватка чего-либо, что вызывает у человека состояние дискомфорта).

Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.), и социальными (в признании, славе) врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.

Но наличии одних потребностей еще недостаточно, чтобы человек проявил свою активность. Кроме них активную деятельность людей обусловливают следующие факторы:

1) мотивы, под которыми понимаются осознанные или неосознанные внутренние побуждения к действиям, направленным на удовлетворение этих потребностей.

Речь может идти, например, о стремлении человека иметь какие-то не принадлежащие ей объекты или, наоборот, избежать такого владения; получать удовольствие от чего-то уже имеющегося у него, что он желает сохранить, или избежать неудобств, которые приносит обладание им.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, создает его индивидуальную мотивационную структуру, обусловленную уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и др. такая
структура достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например в процессе воспитания.

Для успешного руководства людьми каждый руководитель должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят, к чему стремятся его подчиненные. Исходя из этого, он или изменяет мотивационную структуру их поведения, развивая желаемые мотивы и ослабляя нежелательные, либо осуществляет прямое влияние на поведение.

Следует отметить, что между применением стимулов и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, потому что здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц;

2) притязания, то есть желаемый уровень удовлетворения потребностей. Одни, например, стремятся стать миллионерами, другие довольствуются малыми деньгами;

3) ожидания (оценка личностью вероятности наступления события, конкретизирует ее притязания применительно к ситуации), предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия;

4) установки, отражающие собой склонность, готовность человека к тем или иным действиям в конкретной ситуации;

5) оценки степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;

6) стимулы - блага, с помощью которых человек может удовлетворить свои потребности. Стимулы действуют не сами по себе, а предварительно подвергаются сознательной оценке (они могут и не повлиять на поведение, если потребуют нереальных действий).

Добиться от людей желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренних установок или воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимулов.

По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.

Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние.

Экономические стимулы связаны с теми потребностями, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающие получение прямых (свободное время, что позволяет заработать в другом месте).

В то же время возможности экономических стимулов ограничены, поэтому принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Ему противостоят:

1) стремление к благотворительности;

2) безразличие относительно материальных благ, в том числе денег (самый богатый человек в мире Б. Гейтс ли не всю жизнь ходит в одном пиджаке)

3) невозможность достижения с их помощью многих целей, ради которых люди, наоборот, часто жертвуют выгодой (многие отказывались от богатств и удалялся в монастырь);

4) иррациональность поведения человека;

5) психологические факторы (например, неприятие риска);

6) эффект насыщения потребностей (даже престижные блага мотивируют лишь до определенных пределов, а затем приедаются).

Установлено, что при изменении абсолютной величины вознаграждения уровень притязаний индивида меняется не линейно. Сначала он повышается, так как в первую очередь оценивается неполученный доход, возможность заработать который была. По мере повышения вознаграждения индивид начинает обращать внимание на получаемый доход, достаточная величина которого его притязания ослабляет.

Неэкономические стимулы делятся на организационные (создание благоприятных условий труда, здоровый климат в коллективе, высокие цели и др.) И моральные (награждение премиями, подарками, выражение публичной или личной благодарности).

 

Дайте ответы на контрольные вопросы:

1. Раскройте сущность понятия «мотивация».

2. Охарактеризуйте мотивацию как функцию менеджмента.

3. Охарактеризуйте мотивы человеческой деятельности (потребности и их виды, мотивационная структура поведения, экономические и неэкономические стимулы).

 

Дайте ответы на тестовые вопросы.

1. Укажите верное определение понятия «мотивация»:

а) совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с определенным уровнем добросовестности

б) совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к деятельности

в) совокупность сил, придающих деятельности человека направленность

г) все ответы правильные

2. Укажите, что из перечисленного не может быть использовано в качестве стимулов:

а) обещания

б) действия

в) предметы

г) нет правильного ответа

3. Укажите составляющие внешней мотивации:

а) стремление к завершению работы

б) правила поведения людей

в) стремление к познанию

г) все ответы правильные

4. Укажите составляющие внутренней мотивации:

а) стремление к достижению

б) распоряжения

в) оплата труда

г) нет правильного ответа

5. Укажите верную схему мотивационного процесса:

а) возникновение потребностей – осуществление действий – получение вознаграждения

б) определение направления действий – поиск путей устранения потребностей – осуществление действий за получение вознаграждения

в) осуществление действий – получение вознаграждения – поиск путей устранения потребностей

г) нет правильного ответа

6. Укажите факторы, усложняющие мотивационный процесс:

а) изменчивость мотивационного процесса

б) неочевидность мотивов

в) различное влияние мотивов на различных людей

г) все ответы правильные

7. Укажите неверное утверждение по отношению к мотивации:

а) потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии

б) одинаковые мотивы могут по-разному влиять на различных людей

в) мотивационный процесс не зависит от того, какие потребности инициируют его

г) мотивы невозможно «вычленить» в явном виде

8. Укажите неверное утверждение по отношению к мотивации:

а) потребности более высокого уровня удовлетворяются большим числом способов, чем потребности нижнего уровня

б) одинаковые мотивы одинаково влияют на различных людей

в) потребности между собой находятся в сложном динамическом взаимодействии

г) мотивы невозможно «вычленить» в явном виде

9. К какой теории мотивации относятся следующие предпосылки: Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит неудовлетворенная потребность; удовлетворенные потребности не мотивируют людей?

а) теория Альдерфера

б) теория Маслоу

в) теория МакКлелланда

г) теория Герцберга

10. Если работники концентрируют свое внимание на оплате работы, на условиях труда, большое значение придают удобству на рабочих местах, то следует удовлетворять в основном:

а) физиологические потребности

б) потребности безопасности

в) социальные потребности

г) потребности признания

11. Если работники испытывают потребности в порядке, четких правилах, ясных структурах, то для сотрудников важнее всего удовлетворение:

а) физиологических потребностей

б) потребностей безопасности

в) потребностей самоутверждения

г) потребностей самовыражения

12. Если работники испытывают желание быть компетентными, уважаемыми и признаваемыми окружающими, то это выражение потребностей:

а) физиологических

б) безопасности

в) самоутверждения и признания

г) принадлежности и причастности

13. Если человек стремится к творческой работе, к полному использованию своих знаний и умений, то это выражение потребностей:

1. самовыражения

2. самоутверждения

3. причастности

4. нет правильного ответа

14. Способ мотивации, который помогает преодолеть отрицательное воздействие контроля на поведение работников, - это:

а) модель Портера – Лоулера

б) управление по целям

в) теория ожидания

г) теория игр

15. Укажите, в чем заключается вывод теории Портера – Лоулера, отличающийся коренным образом от выводов сторонников теории человеческих отношений:

а) все потребности делятся на потребности высшего и низшего порядка

б) люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребностей

в) результативность труда порождает удовлетворенность

г) все ответы правильные

16. К содержательным теориям мотивации относятся:

а) теория ожидания, теория МакКлелланда, теория справедливости

б) теория Маслоу, модель Портера-Лоулера, теория Герцберга

в) теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера

г) теория Маслоу, теория МакКлелланда, теория Герцберга



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: