Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
50
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
В Подмосковье у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Здесь рыбачка, там — рыбак,
На крючке сидит червяк.
Ну, а юный рыбачок
Сажает муху на крючок.
На рыбалке не кричат,
А рыбачат и молчат.
Все подкармливают рыбу
И без дела не сидят.
Ты ловись, рыбешка, рыбка,
Не зевай!
Червячков, личинок, блесны —
Все хватай!
Будут ведра рыбы полные у всех
. И раздастся у реки веселый смех.
Будут рыбу жарить, парить и солить,
Будут вкусный рыбный суп-уху варить.
Наловили рыбы много — красота!
Накормили даже кошку и кота.
А самый главный рыболов
Подсчитать не смог улов.
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Небылицы»
Цель: Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зрительное внимание, мышление, связную речь.
Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).
|
|
Ход упражнения
Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошибки.
51
Упражнение «Лишнее слово»
Цель: Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части со словом рыба.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте слова, назовите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. Рыба, рынок, рыбак, рыбалка. Рыбина, рыбешка, окунь, рыбка. Рыболов, рыба, работник. Рыбачка, море, рыбачить, рыбий.
Ребусы
Цель: Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: Разгадай ребус. Запиши слово.
Цветок, цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветы, цветной (карандаш), цветущий (луг), цветастый (сарафан), цвести, цветоводство.
«Лишние» слова: клумба, роза, лейка.
Упражнение «Подбери картинку»
Цель: Продолжать знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь.
Оборудование: Цветные картинки: цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветастый, цветущий (см. приложение).
Ход упражнения
Дети, отвечая на вопрос педагога, подбирают картинки и выставляют на доску.
Воспитатель:
— Как можно назвать цветок ласково? Цветочек.
— А еще как можно назвать? Цветик.
- Назовите место, где сажают цветы? Цветник.
— Как называется человек, который выращивает цветы? Цветовод.
— Как называют продавщицу цветов? Цветочница.
— Как называют карандаши разного цвета? Цветные.
|
|
53
— Как называют поднос с пестрым, ярким узором из цветов? Цветастый.
— Как называют луг, на котором цветут цветы? Цветущий.