Прибыль — показатель, характеризующий конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Источниками образования прибыли являются:
1. Прибыль от реализации продукции — прибыль от основной производственной деятельности.
2. Прибыль от прочей реализации — прибыль, полученная от реализации
основных фондов и другого имущества предприятия, отходов и нематериальных
активов.
3. Доходы от внереализационных операций:
— доходы, полученные от долевого участия в деятельности других
предприятий;
— дивиденды по акциям, доходы по облигациям;
— поступления от сдачи имущества в аренду;
— доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
— присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки,
другие виды санкций за нарушений условий хозяйственных договоров;
— положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также
операциям в иностранной валюте;
— другие доходы.
Все источники образования прибыли образуют балансовую прибыль.
Производя из балансовой прибыли обязательные отчисления, остается чистая прибыль. Из балансовой прибыли производят отчисления в резервный фонд, а оставшиеся средства распределяют по двум фондам: фонд накопления и фонд потребления.
Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности. Резервный капитал предприятия образуется за счет отчислений
от прибыли в размерах, установленных уставом или учредительными документами, и предназначен для покрытия возможных в будущем непредвиденных потерь и убытков, а также выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостатка для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопления представляет собой источник средств предприятия,
аккумулирующий прибыль для создания нового имущества. Средства фонда
накопления направляются на производственное развитие и иные аналогичные цели, в частности, на:
• финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции
и расширению действующего производства и строительства новых объектов;
• проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования;
• расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
• осуществление природоохранных мероприятий;
• взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, акционерных обществ и ассоциаций;
• списание затрат, которые по действующим положениям не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а производятся непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении строительных предприятий.
Фонд потребления является источником средств предприятия, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления образуется для финансирования социального развития предприятия, материального поощрения и социальной защиты ее работников, а также иных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества.
Из фонда потребления производятся дотации на питание; приобретаются проездные билеты, путевки в санатории; предоставляются материальные льготы; выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, например, за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилеями, за победу в конкурсах и т.д.; частично покрываются сверхнормативные расходы на содержание здравоохранения, культуры и спорта, народного образования, жилищного фонда и т.д., находящихся на балансе строительных предприятий.
Средства целевых (специальных) фондов используют согласно смете, которая утверждается учредителями.
Факторы роста прибыли можно разделить на 2 группы — внешние и
Внутренние.
К внешним факторам относятся:
• рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности
организации, повышение конкурентоспособности, организация эффективной
рекламы, изменение тарифов и цен в результате инфляции;
• хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение,
правовые акты, государственное регулирование тарифов и цен).
К внутренним факторам относят:
• материально-технические (использование прогрессивных и экономичных
предметов труда, проведение модернизации и реконструкции материально-
технической базы производства);
• организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных
видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности
и развития организации);
экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
• социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение
условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).