Этапы освоения упражнений

ЛЕКЦИЯ 3

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План лекции:

1. Методы обучения детей движениям.

Методика освоения физических упражнений детьми дошкольного возраста

3. Методика обучения детей основным видам движений.

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

5. Методика проведения спортивных упражнений и игр с детьми.

6. Требования к физическим упражнениям.

Методы, используемые при обучении детей, отбираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

В  физическом воспитании используют:

- наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигатель­ных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

- словес­ный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмыс­ливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнений, играю­щий большую роль в усвоении содержания и структуры упраж­нений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;

- практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражне­ний в игровой форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их опреде­ленным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимальною функционального состояния организма и психики ребенка.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей до­школьного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы нагляд­но-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает воз­можность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления твор­ческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются мораль­но-волевые качества, развиваются познавательные силы, при­обретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

В младших группах при обучении детей движениям широ­ко применяются игровые приемы, способствующие эмоциональ­но-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»).

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошколь­ного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

Этот метод используется преимущественно в старших груп­пах детского сада в целях совершенствования уже приобретен­ных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за пер­венство). Обязательное условие соревнования- соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых ка­честв, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Осо­бенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исклю­чающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнова­ния, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвы­чайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрица­тельную эмоцию в положительную. Это достигается предвари­тельной подготовкой детей к восприятию процесса соревнова­ния, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействую­щее совершенствованию двигательных навыков, развитию фи­зических способностей, воспитанию морально-волевых черт лич­ности.

Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные вос­приятия (первую сигнальную систему), на мыслительную дея­тельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений). В практической работе с детьми методы обучения перепле­таются.

Методика освоения физических упражнений детьми дошкольного возраста

3-й год жизни: дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия.

4-й год жизни: ребенок владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, определенная последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обуславливает свободу самостоятельных действий.

5-й год жизни: двигательные функции формируются особенно интенсивно. Ребенокк стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. Двигательные действия становятся более осознанными.

6-й год жизни: достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, лёгкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия

Этапы освоения упражнений

1 этап: начальное разучивание физического упражнения, создаётся умение выполнять движение в общих чертах. С учётом этого ребёнку предъявляют минимальные требования, которые помогают ему овладеть основой движения. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6.

2 этап: упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно сосредотачивается на отдельных деталях техники целостного двигательного действия.

3 этап: обеспечивается совершенствование техники выполнения физических упражнений, создаётся навык и формируется способность применять двигательное действие в играх и жизни. Закрепление техники выполнения – многократные повторения.

В младшем дошкольном возрасте нужно работать над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.

В среднем дошкольном возрасте – развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двигательных действий, последовательность их выполнений, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости.

В старшем дошкольном возрасте детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: