В целях правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их содержании, влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы. При выборе упражнений основное внимание уделяется общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением. При этом следует считаться со специфическими особенностями детей в отдельные возрастные периоды.
Динамичность физических упражнений. К полезным упражнениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма.
При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, прямые и боковые наклоны, выпрямление и др.). Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной, покровной, почечной и других тканей.
Благодаря интенсивному кровообращению из организма выводятся отработанные продукты распада (углекислота, мочевая и фосфорная кислоты и др.) и приносятся питательные вещества и кислород. Тем самым повышаются процессы обмена между внешней средой и организмом, кровь полнее омывает мышцы, кости, укрепляет их, а это способствует их росту в длину и толщину.
Смена напряжения и расслабления мышц улучшает деятельность сердца и легких, повышает жизненный тонус. Разнообразная деятельность мышц обусловливает ее богатую иннервацию (снабжение нервными элементами: волокнами, клетками), содействует нормальному развитию и укреплению организма детей. Таким образом интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствуетукреплению и росту силы мышц и развитию скелета.
В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп.
Поэтому при подборе физических упражнений нужно предусматривать разнообразие движений. Они будут оказывать значительное обще-физиологическое воздействие на организм и укреплять мышцы всего тела (ходьба, бег, прыжки и т. д.), а также развивать и укреплять отдельные группы мышц – плечевого пояса, туловища и ног. Равномерное развитие мышц, а тем самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой рукой и ногами; с наклонами и вращением туловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все упражнения с предметами – мячом, флажками, палками и т. п.
Разнообразные физические упражнения позволяют регулировать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исключает утомление. Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена веществ и усиление восстановительных процессов в организме.
Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто перемещается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разнообразить движения и менять их по характеру. При смене характера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения.
Следовательно, разнообразный подбор физических упражнений сохраняет работоспособность нервной системы, что практически выражается у ребенка в сохранении внимания.
Упражнения, развивающие физические качества - преимущественно быстроту и ловкость. Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных возможностей человека. У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности.
Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения).
Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспитание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности.
Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредоточить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости.
Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»). Такие задания можно предлагать детям выполнять в соревновательной форме.
Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, при малом расстоянии дети не могут развернуть достаточную скорость, с другой – большое расстояние утомляет детей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет – в 20-30 м. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности детей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психо-физиологического состояния ребенка (после пройденного им пути и отсутствия признаков усталости).
Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке и координировать свои движения.
Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение. Успешное достижение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.
Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Показателем ее развития является способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окружающей обстановкой.
В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости. Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения собственных движений, учета окружающей обстановки, проявления инициативы.
Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, инициативу при неожиданных изменениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.
Большое значение при выработке ловкости имеют положительные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи.
Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, перепрыгивание через кубик и т. п.).
Упражнения со статическим напряжением. Не все упражнения полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на организм ребенка упражнения со статическим напряжением.
Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц.
Ученые отмечают, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма незначительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система.
При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длительное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением.
Развитие утомления при статических усилиях связано с функциональными изменениями и центральной нервной системе. Наряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, отражается на деятельности нервных центров.
При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников).
Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длительности первого и весьма краткой последнего.
Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы и крепости костей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (например, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяжестей и т. п.).
Вопросы для конспектирования и самопроверки:
1. Какие методы используют в физическом воспитании детей дошкольного возраста?
2. Опишите этапы освоения физических упражнений детьми дошкольного возраста.
3. Методика обучения детей основным видам движений (основная гимнастика).
4. Методика обучения строевым и порядковым упражнениям.
5. Методика освоения спортивных упражнений и игр детьми дошкольного возраста.
6. Каковы требования к подбору упражнений в работе с детьми?