Требования к физическим упражнениям

В целях правильного отбора физических упражнений для де­тей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их содержании, влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы. При выборе упражнений основное внимание уделяется обще­му физиологическому эффекту, вызываемому данным упраж­нением. При этом следует считаться со специфическими особенностя­ми детей в отдельные возрастные периоды.

Динамичность физических упражнений. К полезным упраж­нениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ре­бенка, относятся упражнения динамического характера. Они вы­зывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего орга­низма.

При динамической работе происходит попеременное напря­жение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в сус­тавах (например, ходьба, бег, прямые и боковые наклоны, вы­прямление и др.). Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усили­вает сложные окислительные процессы, улучшает питание мы­шечной, покровной, почечной и других тканей.

Благодаря интенсивному кровообращению из организма вы­водятся отработанные продукты распада (углекислота, мочевая и фосфорная кислоты и др.) и приносятся питательные вещества и кислород. Тем самым повышаются процессы обмена между внешней средой и организмом, кровь полнее омывает мышцы, кости, укрепляет их, а это способствует их росту в длину и тол­щину.

Смена напряжения и расслабления мышц улучшает деятель­ность сердца и легких, повышает жизненный тонус. Разнообразная деятельность мышц обусловливает ее богатую иннервацию (снабжение нервными элементами: волокнами, клетками), содействует нормальному развитию и укреплению организма детей. Таким образом интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствуетукреплению и росту силы мышц и развитию скелета.

В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп.

Поэтому при подборе физических упражнений нужно преду­сматривать разнообразие движений. Они будут оказывать зна­чительное обще-физиологическое воздействие на организм и ук­реплять мышцы всего тела (ходьба, бег, прыжки и т. д.), а также развивать и укреплять отдельные группы мышц – плечевого поя­са, туловища и ног. Равномерное развитие мышц, а тем самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой рукой и ногами; с наклонами и вращением ту­ловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все упражнения с предметами – мячом, флажками, палками и т. п.

Разнообразные физические упражнения позволяют регулиро­вать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исклю­чает утомление. Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена ве­ществ и усиление восстановительных процессов в организме.

Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто переме­щается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разно­образить движения и менять их по характеру. При смене харак­тера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения.

Следовательно, разнообразный подбор физических упражне­ний сохраняет работоспособность нервной системы, что практи­чески выражается у ребенка в сохранении внимания.

Упражнения, развивающие физические качества - преиму­щественно быстроту и ловкость. Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных воз­можностей человека. У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с фи­зическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности.

Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуж­дения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения).

Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в цент­ральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигна­ла от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мыш­цы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспи­тание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности.

Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредо­точить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости.

Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»). Такие задания можно предлагать детям выполнять в сорев­новательной форме.

Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, при малом расстоянии дети не могут развернуть доста­точную скорость, с другой – большое расстояние утомляет де­тей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет – в 20-30 м. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности де­тей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психо-физиологического состояния ребенка (после пройденного им пути и отсутствия признаков усталости).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быст­роту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигатель­ная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспри­нять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в из­меняющейся обстановке и координировать свои движения.

Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение. Успешное достижение двигательной задачи определяется точ­ностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Показателем ее развития является способность быстро овла­девать новыми движениями и быстро перестраивать двигатель­ную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окру­жающей обстановкой.

В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости. Развитие ловкости происходит на основе пластичности нерв­ной системы, способности ощущения собственных движений, уче­та окружающей обстановки, проявления инициативы.

Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через пред­мет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообра­зительность, увертливость, инициативу при неожиданных изме­нениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориенти­ровок.

Большое значение при выработке ловкости имеют положи­тельные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи.

Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, пере­прыгивание через кубик и т. п.).

Упражнения со статическим напряжением. Не все упражне­ния полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на орга­низм ребенка упражнения со статическим напряжением.

Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц.

Ученые отмечают, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном ста­тическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма не­значительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система.

При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длитель­ное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением.

Развитие утомления при статических усилиях связано с функ­циональными изменениями и центральной нервной системе. На­ряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, от­ражается на деятельности нервных центров.

При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников).

Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длитель­ности первого и весьма краткой последнего.

Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые уп­ражнения, требующие большой мышечной силы и крепости кос­тей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (на­пример, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяже­стей и т. п.).

Вопросы для конспектирования и самопроверки:

1. Какие методы используют в физическом воспитании детей дошкольного возраста?

2. Опишите этапы освоения физических упражнений детьми дошкольного возраста.

3. Методика обучения детей основным видам движений (основная гимнастика).

4. Методика обучения строевым и порядковым упражнениям.

5. Методика освоения спортивных упражнений и игр детьми дошкольного возраста.

6. Каковы требования к подбору упражнений в работе с детьми?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: