Перекрестные системы покрытия состоят из несущих линейных элементов, пересекающихся в плане под углом 90 или 60°. При этом если конструкция состоит из несущих элементов, расположенных параллельно сторонам квадрата или прямоугольника, и составляет сетку из квадратных ячеек, то такая конструкция называется ортогональной. Если та же квадратная сетка расположена к контурам покрытия под углом 45°, то такая конструкция называется диагональной. Сетку с треугольной формой ячеек, стороны которых параллельны сторонам контура покрытия, называют треугольной.
Материалом для изготовления перекрестных систем служит в основном металл и железобетон.
По своим конструктивным схемам эти системы делятся на перекрестно-ребристые и перекрестно-стержневые.
В основе перекрестно-стержневых систем лежит опорная геометрическая форма. Отличительная особенность разных типов структурных конструкций – пространственный узел сопряжения стержней, который и определяет в значительной мере трудоемкость изготовления и сборки этих конструкций.
Рис.10 - Перекрестно-стерженвые системы покрытий:
а—ж — схемы церекрестных систем; и—л — положение опор под перекрестной системой; L — пролет конструкции; L1 — вылет консоли;
1 — опоры; 2 — окаймляющий несущий элемент (балка или ферма).
Перекрестно-стержневые системы изготовляются исключительно из металла, из элементов в виде труб или проката. Трубчатые конструкции проще в монтаже, так как могут быть смонтированы простым ввинчиванием оголовников с нарезкой в многогранный узловой элемент (элементы из проката соединяются через фасонки на болтах или на сварке).
Перекрестно-ребристые конструкции изготавливаются в основном из железобетона, в некоторых случаях из металла и даже из дерева. Перекрестно-ребристые железобетонные покрытия могут быть выполнены и в монолите, однако такое решение невыгодно. Более прогрессивным и экономически целесообразным является монтаж ребристого покрытия из сборных коробчатых элементов.
Рис.11 - Покрытие здания из крупноразмерных плит (перекрестно-ребристое покрытие)
1-плита размером 3х24м; 2-зенитный фонарь; 3-подстропильная ферма; 4- колонна.
Перекрестно-ребристое покрытие может быть создано монтажом отрезков ребер длиной в две ячейки. При этом каждый отрезок ребра крепится к двум, перпендикулярно стоящим к ним ребрам на половине длины (может выполняться из железобетона, элементов металлической фермы или деревянных щитовых элементов.
Структурные конструкции обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными плоскостными решениями в виде рам и балочных конструкций:
· являются сборно-разборными и могут использоваться многократно;
· могут изготавливаться на поточных автоматизированных линиях, чему способствует высокая типизация и унификация структурных элементов (часто необходим один тип стержней и один тип узла);
· сборка не требует высокой квалификации;
· имеют компактную упаковку и удобны при перевозке.
Наряду с отмеченными преимуществами структурные конструкции имеют и ряд недостатков:
· укрупнительная сборка требует применения значительного объема ручного труда;
· ограниченная несущая способность отдельных типов конструкций;
· низкая заводская готовность поступающих на монтаж конструкций.
Пневмоконструкции
Пневмоконструкции используются для временного укрытия или для использования в каких-то вспомогательных целях, например в качестве опорных конструкций при возведении оболочек и других пространственных конструкций.
Пневматические покрытия могут быть 2-х видов – воздухоопрные и воздухонесущие. В первом случае небольшое избыточное давление мягкой оболочки сооружения обеспечивает получение необходимой формы. И эта форма будет сохраняться, пока будет поддерживаться подача воздуха и необходимое избыточное давление.
Во втором случае – несущий конструкцией служат заполненные воздухом трубы из эластичного материала, образующие как бы каркас сооружения. Иногда их называют пневматическими сооружениями высокого давления, потому что давление воздуха в трубах намного выше, чем под воздухоопорной пленкой.
Возведение воздухоопорных сооружений начинают с подготовки площадки, на которую укладывают бетон или асфальт. По контуру сооружения устраивают фундамент с анкерными и уплотняющими устройствами. Под действием воздушного давления оболочка распрямляется и приобретает проектную форму.
Воздухонесущие или пневмокаркасные конструкции сооружаются аналогично воздухоопорным, лишь с той разницей, что воздух подают от компрессора по резиновым трубами и через специальные вентили закачивается в замкнутые каналы так называемого каркаса сооружения. Благодаря высокому давлению в камерах каркас занимает проектное положение (чаще всего в виде арок) и поднимает за собой ограждающую ткань.