Шифр | Название документа | ||
1. Принципы экологического менеджмента | |||
ISO 14001 | Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению | ||
ISO 14004 | EMS — Общее руководство по принципам, системам и методам | ||
ISO 14014 | Руководство по определению начального уровня экологической эффективности предприятия (должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента) | ||
2. Экологический аудит и экологическая оценка | |||
ISO 14010 | Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита | ||
ISO 14011 | Руководящие указания по аудиту систем менеджмента | ||
ISO 14012 | Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов | ||
ISO 14015 | Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций | ||
ISO 14031 | Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования | ||
ISO 14032 | Экологический менеджмент. примеры оценки экологической результативности | ||
3. Рекомендации, ориентированные на продукцию
| |||
ISO 14020 | Экологическая маркировка и декларирование. Общие принципы | ||
ISO 14021 | Экологическая маркировка и декларирование. самодеклари- руемые экологические заявления (экологическая маркировка типа II) | ||
ISO 14024 | Экологическая маркировка и декларирование. Экологическая маркировка типа I. принципы и процедуры | ||
ISO 14025 | Экологическая маркировка и декларирование. Экологические декларации типа III | ||
ISO 14040 | Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. принципы и структура | ||
ISO 14041 | Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области исследования и инвентаризационный анализ | ||
ISO 14042 | Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла | ||
ISO 14043 | Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла | ||
ISO 14047 | Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. примеры применения стандарта ISO 14042 | ||
ISO 14048 | Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документирования данных по оценке жизненного цикла | ||
ISO 14049 | Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. примеры применения стандарта ISO 14041 для определения цели и области исследования, а также инвентаризационного анализа | ||
ISO 14050 | Управление окружающей средой. словарь | ||
ISO 14061 | Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004 | ||
ISO 14062 | Интегрирование экологических аспектов в процессе проектирования и разработки продукции | ||
Шифр | Название документа | ||
ISO 14063 | экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Руководство и примеры | ||
ISO 14064 | Руководящие указания по измерению, отчетности и подтверждению выделения парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов | ||
ISO 64:1997 | Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию | ||
ISO 66:1999 | Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента |
|
|
ключевым понятием в стандартах серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании), поэтому центральным документом считается стандарт ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
все остальные документы рассматриваются как вспомогательные.
Основные требования, которые предъявляет к организации стандарт ISO 14001 при разработке системы экологического менеджмента, сводятся к следующему.
1. Организация должна выработать экологическую политику, закрепленную в специальном документе о намерениях и принципах организации, который будет служить основой для действий организации и определения ее экологических целей и задач.
2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
3. Организация должна выработать экологические цели и задачи своей деятельности с учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований. Желательно, чтобы в целях и задачах отражались и количественные показатели.
4. Организация должна для достижения поставленных целей выработать программу создания СэМ с указанием ответственных за ее реализацию, выделяемых средств и выполнения отдельных этапов.
5. в организации должна быть выделена соответствующая структура, несущая ответственность за разработку, внедрение и функционирование СэМ. Для обеспечения этой работы следует выделять достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
6. Организация должна обеспечить обучение персонала в соответствии с требованием стандарта, в том числе обучение персонала по выходу из нештатных ситуаций.
7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
8. В организации должен проводиться периодический аудит СЭМ с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли эта система надлежащим образом.
9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности под углом внесения необходимых изменений в экологическую политику, уточнения целей и других элементов СЭМ.
Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т. п. должны документироваться. Стандартом предусматривается, что СЭМ интегрирована в общую систему управления организацией.
По характеру взаимосвязей с внешним окружением (например, со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности организации лицами и сторонами) СЭМ является открытой системой. Для нее характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.
Модель этой системы представлена и описана в стандарте ISO 14001. В основе функционирования СЭМ лежит спираль (повторяющиеся циклы, направленные на последовательное совершенствование системы в целом).
Официально стандарты серии ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом организация влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать данные стандарты для внутренних нужд, например как модель СЭМ или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.
|
|
Предполагается, что стандарты серии ISO 14000 будут обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
1) организационном — через улучшение экологической деятельности организаций;
2) национальном — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе;
3) международном — через улучшение условий международной торговли.
Связь между стандартами серий ISO 9000 и ISO 14000
Существует четкая параллель между требованиями к организации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента.
Отметим, что ядром философии менеджмента в развитых странах считается концепция всеобъемлющего менеджмента качества — TQM (Total Quality Management), которая нацелена на эффективное управление качеством продукции и услуг (от этапа получения сырья до этапа окончательного размещения отходов).
появление концепции всеобщего управления качеством связано с усилиями специалистов в области эффективности промышленных систем, которые в 20-х гг. XX в. начали систематически исследовать методы организации производства. Модель деминга (она будет рассматриваться ниже) была разработана американским инженером Чарльзом Демингом, «отцом» концепции всеобщего управления качеством. Эта модель широко используется во всем мире при совершенствовании организации и управления вообще и экологического менеджмента в частности.
Модель Деминга для управления качеством, использованная в международных стандартах серии ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента в организациях. согласно данной модели действия организации подразделяются на четыре фазы: планируй — действуй — проверяй — совершенствуй.
|
|
1. Фаза планирования. Определяются общие цели и задачи организации, а также разрабатываются методы их достижения.
2. Фаза действий. Реализуется принятый план и предпринимаются согласованные меры по достижению целей организации.
3. Фаза оценки. Меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
4. Фаза корректирующих действий. выявляются и устраняются все ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны.
Фактически любая система экологического менеджмента, разрабатываемая или действующая сегодня в той или иной организации, построена на основе этой модели. все национальные и международные стандарты в области систем экологического менеджмента также основаны на этой модели (в частности, именно эта концепция заложена в структуру стандарта ISO 14001).
Развитие экологического менеджмента в России
В условиях интеграции России в мировое хозяйство возрастает интерес организаций к созданию отлаженной системы контроля над соблюдением экологических требований, поскольку невыполнение законов и правил в этой области может стать причиной значительных издержек. Руководство организаций начинает сотрудничать с соответствующими органами, принимая участие в разработке системы выполнения экологических требований и правил, способной стать основой рационального отношения к окружающей среде. к этому подталкивают и мировые тенденции роста цен на потребляемые природные ресурсы.
В связи с этим в Российской Федерации была начата работа по принятию международных стандартов серии ISO 14000 в качестве государственных. Первыми были приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 следующие стандарты:
— ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007);
ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей
— средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14004-2007).
В 1999 г. были приняты и введены в действие стандарты:
— ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» (постановление Госстандарта России от 22 февраля 1999 г. № 45);
— ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» (постановление Госстандарта России от 22 февраля
1999 г. № 45);
— ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» (постановление Госстандарта России от 27 декабря 1999 г. № 716-ст).
В 2000 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ» (постановление Госстандарта России от 4 сентября 2000г. № 212-ст).
В 2001 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования» (постановление Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 193-ст).
В 2012 г. принят и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (постановление Госстандарта России от 19 июля 2012 г. № 196-ст).
В России международный стандарт ISO 14001 принят и введен в действие в качестве национального постановлением Госстандарта России от 12 июля 2007 г. № 175-ст. При этом ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» заявлен как аутентичный текст международного стандарта и по существу таковым и является.
Большой вклад в развитие экологического менеджмента в России внесли общественные организации. во-первых, они вовлекались в международные пилотные проекты по внедрению системы экологического менеджмента, становились партнерами по распространению информации о результативности этих проектов. во-вторых, общественные организации, действующие на федеральном или областном уровне, выполняли функции пропаганды подходов к СЭМ. Так, на территории свердловской области общественная организация «Центр экологического обучения и информации» (Екатеринбург) и организация «Эколайн» (Москва) в 2000-2001 гг. реализовали проект «Развитие участия граждан РФ во внедрении СЭМ как международного признанного инструмента экологического роста, отвечающего целям устойчивого развития».
К подготовке специалистов в области экологического менеджмента подключились высшие учебные заведения, а сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций стали источником кадров для консалтинговых и сертификационных организаций. Но несмотря на повышенный интерес к экоменеджменту, лишь немногие вузы готовили и готовят специалистов именно по системам экологического менеджмента, в большинстве случаев курс «Экологический менеджмент» оказывается лишь слегка обновленным традиционным курсом промышленной экологии. Как следствие, внедрение сЭМ на российских предприятиях шло ни шатко ни валко.
Тем не менее к настоящему времени более 3 000 российских организаций получили сертификаты соответствия стандарту ИсО 14001-2007. К числу компаний, добившихся значительных успехов в экологическом менеджменте, можно отнести ЛУКОЙЛ, ОАО «АвтовАЗ», ОАО «Русские краски», ОАО «Ависма», ОАО «Северсталь», санкт-петербургскую бумажную фабрику Гознака, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «Уральская сталь», АО «Уралэлектромедь», ОАО «Красноярский металлургический завод», ОАО «НТМК» и др.
Развитие экологической инициативы как в рамках международных программ и национальных отраслевых объединений, так и на уровне отдельных предприятий подтверждает тезис о том, что охрана окружающей среды вовсе не противоречит достижению экономической эффективности. Наоборот, ужесточение экологических стандартов повышает инвестиционную привлекательность компаний, открывает доступ к рынкам и ресурсам.
Система экологического менеджмента служит основой для формирования конкурентоспособного, устойчивого, ответственного бизнеса, способного удовлетворить растущие потребности и ожидания общества. поэтому необходимо дальнейшее совершенствование методологии и механизмов внедрения СЭМ на промышленных предприятиях.
1. основные элементы системы экологического менеджмента
1.1. Принципы внедрения системы экологического менеджмента
Идея, заложенная в стандарты серии ИСО 14000, — поддержание такой системы управления предприятием, при которой гарантируется минимизация влияния производства на окружающую среду и обеспечивается предупреждение, а не выявление проблем.
Процесс внедрения системы экологического менеджмента на предприятии определяется такими принципами, как:
— системность, позволяющая рассматривать экологический менеджмент как подсистему общей системы управления предприятием;
— комплексность, обеспечивающая охват всех видов деятельности и вовлечение в этот процесс всех работников предприятия;
— гибкость, проявляющаяся в постоянной адаптации к изменениям, которые могут происходить в области охраны окружающей среды и политике ресурсосбережения;
— прозрачность и ясность, что определяет широкую информированность коллектива (обеспечение его достоверной информацией) и развернутую регистрацию данных;
— экономичность, т. е. оптимальный уровень затрат на внедрение СэМ;
— реализуемость, требующая учета фактической оценки исходной ситуации, специфики производственной деятельности при разработке экологической политики, обоснования целевых и плановых показателей и составления программ природоохранных мероприятий;
— постоянное совершенствование, что требует наличия обратных связей в виде проверок и корректирующих действий, внутреннего аудита, анализа результатов с участием руководства и пересмотра элементов СЭМ, привлечения внешних заинтересованных лиц.
На каждом предприятии в зависимости от характера, масштаба и сложности его деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг система экологического менеджмента будет иметь свои особенности, однако набор основных элементов остается неизменным.
К числу основных элементов относятся:
—экологическая политика, которая обычно оформляется в виде декларации (заявления) и выражает намерение высшего руководства предприятия реализовать современный подход к экологическому менеджменту;
-- план или программа действий по охране окружающей среды, которые содержат описание необходимых мероприятий, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия, устанавливают ответственность конкретных работников предприятия и предусматривают выделение необходимых для реализации программы (плана) людских и финансовых ресурсов;
— внедрение и функционирование — в рамках этого элемента предполагается формирование действующей организационной структуры, которая фиксирует распределение функций, делегирование полномочий и ответственность за те или иные действия, предусматривает процедуры встраивания природоохранных мероприятий в другие составляющие деятельности предприятия, такие как охрана труда, снабжение, научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР), разработка новых продуктов, маркетинг, финансы и т. д.;
— корректирующие и превентивные действия, направленные на устранение фактических или возможных случаев отклонения от установленных целей, задач, критериев и нормативов;
— анализ системы экологического менеджмента высшим руководством; этот анализ представляет собой формальную оценку состояния и адекватности СЭМ в свете меняющихся обстоятельств.
В соответствии с основными элементами системы экологического менеджмента внедрение СЭМ на предприятии проводится последовательно, для чего подразделяется на 5 стадий и 22 этапа (табл.3)
Стадии и этапы внедрения системы экологического менеджмента
на предприятии
стадия | Этап |
I. предварительная | 1. принятие решения со стороны руководства о внедрении сэм. 2. Обучение специалистов внедрению сЭМ. 3. Оценка исходной ситуации. 4. создание группы по разработке сЭМ. 5. Разработка программы внедрения сЭМ. 6. Разработка системы внутренних стандартов, регламентирующих применение процедур, связанных с сЭМ |
II. планирование | 7. Разработка экологической политики, доведение ее до персонала предприятия и заинтересованных сторон. 8. Идентификация экологических аспектов деятельности предприятия. 9. Формирование и ведение реестров законодательных и 10. 11. правовых актов, относящихся к природоохранной деятельности. 12. Разработка целевых и плановых экологических показателей и внутренних критериев их эффективности. 13. Разработка программ природоохранных мероприятий |
III. Организационные мероприятия | 12. Формирование организационной структуры сЭМ. 13. Организация системы образования. 14. пересмотр документации в связи с внедрением сэм. 15. Организация системы обмена информацией. 16. предупреждение аварийных ситуаций |
IV. Контрольные и корректирующие действия | 17. Организация мониторинга. 18. проведение проверок и разработка корректирующих действий. 19. Управление зарегистрированными данными. 20. Организация и проведение внутренних аудитов сэм |
V. Анализ системы руководством предприятия | 21. Формальная оценка состояния сЭМ и ее адекватности требованиям настоящего времени. 22. Разработка и внедрение мероприятий, запланированных по результатам анализа сЭМ руководством |
1.2. предварительная стадия