проведение на предприятии аудита состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
15. На подготовительном этапе определяются сроки проведения экоаудита, необходимые материальные ресурсы, качественный и количественный состав аудиторской команды, экологические приоритеты проверяемой организации, разрабатываются маршруты
визуальных и инструментальных исследований, а также оговаривается степень конфиденциальности информации.
Кроме того, на этом этапе разрабатывают программу и план аудита. составленные документы должны допускать возможность внесения изменений в процессе проведения проверки.
в программу аудита включается как один аудит, так и совокупность нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Эта программа включает в себя описание деятельности, необходимой для планирования определенного количества и вида аудитов и обеспечения их требующимися ресурсами.
план аудита должен включать следующие сведения:
|
|
а) цели аудита;
б) критерии аудита;
в) объем аудита (включая идентификацию организационных и функциональных единиц и процессов, подлежащих проверке);
г) дата и места, где должны осуществляться действия по аудиту;
д) ожидаемая продолжительность аудита на местах (включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания аудиторской группы);
е) роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц;
ж) техническое обеспечение (поездки, оборудование на местах и т. д.);
з) вопросы конфиденциальности.
в процессе подготовки к заключению договора с целью определения объемов работ целесообразно провести анкетирование предприятия, позволяющее классифицировать состояние экологической безопасности аудируемого объекта исходя из общих положений или по аналогии с другими объектами.
помимо вышеперечисленного аудиторами на подготовительном этапе разрабатываются вопросники (чек-листы).
Чек-лист — это контрольный перечень все составляющих аудиторской проверки. Он может быть подготовлен и в форме вопросов к персоналу проверяемого подразделения, и в форме памятки для аудитора.
В чек-листе должны отражаться:
— все критические характеристики объекта проверки (к критическим характеристикам могут относиться факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность потребителя, окружающую среду, безопасность, а также факторы, представляющие для организации серьезный эколого-экономический риск);
— периодически повторяющиеся проблемы;
— проблемы, выявленные в результате проверок со стороны внешних организаций.
|
|
проведение аудита на местах (основной этап) включает в себя следующие обязательные процедуры:
— предварительное совещание;
— получение свидетельств аудита;
— подготовка заключений по результатам аудита;
— заключительное совещание.
предварительное совещание проводит руководитель аудиторской группы в присутствии руководства проверяемой организации и лиц, участвующих в аудите со стороны проверяемой организации.
Цели предварительного совещания:
— представление группы аудиторов;
— подтверждение плана аудита (включая его задачи, критерии, расписание, список контактных лиц);
— ознакомление представителей проверяемой организации с методами и процедурами, которые будут использованы при проведении аудита;
— подтверждение конфиденциальности;
— подтверждение того, что аудиторам будет предоставлена возможность обмена информацией и оценками хода аудита;
— подтверждение соответствующей техники безопасности для аудиторов;
— уведомление о форме и времени предоставления отчета по результатам проведения аудита.
при проведении предварительного совещания необходимо согласовать список контактных лиц, которые назначаются:
— для посещения конкретных участков;
— опроса по критериям аудита;
— сбора и уяснения свидетельств аудита;
16. соблюдения техники безопасности.
Для получения свидетельств аудита аудитор использует источники информации, указанные на рис. 3. |
Сбор свидетельств аудита включает:
— анализ документации;
— наблюдение за деятельностью персонала;
— интервью.
в зависимости от критериев аудита к документации, анализируемой на местах, могут относиться:
— проекты нормативов предельно допустимых выбросов, предельно допустимых сбросов, проект нормативов образования лимитов отходов и их размещения;
— разрешения на выброс, сброс, размещение отходов;
— лицензии на водопользование, работу с опасными отходами;
— журналы первичной отчетной документации ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, ПОД-11, ПОД-12, ПОД-13;
— отчеты 2-тп (вода, воздух, отходы);
— оперативные журналы наблюдений;
— планы природоохранных мероприятий;
— процедуры, стандарты, инструкции (план ликвидации аварий, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций), технологические инструкции и другая техническая документация;
— протоколы контроля;
— отчеты;
— данные мониторинга и др.
При анализе документации необходимо проверить, отвечает ли она таким критериям, как:
— соответствие требованиям природоохранного законодательства, оговоренного в критериях, требованиям предприятия по ведению документации;
— использование только действующих документов;
— возможность идентификации документа (наличие в нем даты и названия);
— соответствие установленным формам записи;
— наличие соответствующих статусу документа подписей.
получение свидетельств аудита также происходит при посещении рабочих мест (производственных участков, очистных сооружений), изучении показателей приборов, наблюдении за работой персонала.
Интервью проводится в рамках должностных обязанностей респондента (в его обычное рабочее время и желательно на его рабочем месте). Строится интервью по предварительно составленному вопроснику.
В ходе интервью аудитору важно проявить: доверие к собеседнику, умение слушать, умение видеть, умение пользоваться языком тела. кроме того, аудитор должен учитывать следующее:
— опрашиваются только те лица, которые выполняют работу в пределах объема и критериев аудита;
— нужно сделать все, чтобы собеседник не чувствовал себя скованно;
— требуется пояснять суть своих записей во время интервью;
— нельзя задавать вопросы, включающие в себя ответ;
|
|
— результаты интервью нужно обсудить с собеседником.
Обнаруженные установленным критериям несоответствия
и подтверждающие их свидетельства подлежат регистрации. Они должны быть проанализированы с представителем проверяемой организации. Необходимо убедиться в том, что свидетельства верны.
Для формирования выводов по аудиту требуется:
— проанализировать всю собранную информацию с точки зрения целей и критериев аудита;
— согласовать заключения по аудиту для выделения обнаруженных несоответствий и замечаний;
— подготовить рекомендации.
До проведения совещания на заключительном этапе аудиторская группа должна собраться, чтобы подвести итоги работы, а именно обсудить и проанализировать свои наблюдения (выявленные соответствия, несоответствия, а также замечания) и любую другую информацию, собранную в процессе аудита, с точки зрения целей последнего и сделать общие выводы о результатах осуществленной проверки. Эти выводы могут содержать заключение о степени соответствия проверяемой деятельности критериям аудита, а также рекомендации по ее улучшению.
в заключении по аудиту излагаются выводы о соответствии функционирования предприятия критериям аудита; в случае проведения экологического аудита — о соответствии требованиям природоохранного законодательства и дополнительным критериям, оговоренным в плане аудита.
Заключительное совещание проводится с целью:
— доведения до сведения руководства проверяемой организации заключений по аудиту;
— подтверждения того, что обнаруженные несоответствия и вынесенные замечания понятны руководству организации и признаны им;
— представления рекомендаций по улучшению и рекомендаций, не являющихся обязательными для исполнения;
— ответа на все вопросы проверяемой организации;
— согласования срока представления отчета по аудиту.
После проведения заключительного совещания аудиторы
приступают к подготовке отчета. за подготовку отчета отвечает руководитель аудиторской группы.
|
|
Отчет может быть составлен либо сразу на объекте, либо в течение времени, оговоренного договором.
Информация в отчете должна:
— основываться на фактах, а не на субъективных измышлениях аудиторов;
— излагаться доступно и быть понятна тому, кому она адресована;
— содержать ссылки на конкретные документы.
в отчет по аудиту требуется включать:
— сведения о целях, объеме и критериях аудита (с указанием даты и места его проведения);
— список членов аудиторской группы с указанием ее руководителя;
— список представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
— все наблюдения по аудиту (с указанием всех их положительных и негативных аспектов и вынесенных замечаний);
— выводы по соответствию функционирования предприятия критериям аудита;
— рекомендации по улучшению, если это оговорено в условиях договора на проведение аудита.
Утверждение отчета по аудиту и его рассылка должны осуществляться в соответствии с процедурой, оговоренной в договоре. Члены аудиторской группы, а также получатели копий отчета обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, изложенной в отчете.
предоставление отчета сторонним организациям не допускается