Основным видом ресурсов для любого аудита являются ресурсы человеческие, следовательно должны быть определены рамки необходимой компетентности аудиторов.
Если аудит проводится некомпетентными лицами, руководство организации не может быть уверено в достоверности и полноте полученных ими результатов. Рекомендации по организации процесса оценки, поддержания и повышения компетентности аудиторов содержатся в разделе 7 стандарта ГОСТ Р ИСО 19011-2012.
компетентность аудитора базируется на личных качествах человека и приобретается посредством специальной подготовки к данному виду деятельности, самообразования и опыта проведения проверок.
Личные качества играют большую роль, хорошим аудитором может стать человек с определенными моральными и социальными установками.
Аудитор должен быть:
— этичным, т. е. справедливым, искренним, честным;
— человеком широких взглядов, способным рассматривать альтернативы;
— дипломатичным и тактичным;
— наблюдательным, живо воспринимающим свое окружение;
|
|
— проницательным, интуитивно понимающим ситуацию;
— гибким, умеющим приспосабливаться к различным ситуациям;
— настойчивым в достижении цели;
— решительным, своевременно делающим выводы;
— самостоятельным, способным действовать независимо.
Аудитору требуется:
знать:
— терминологию, принятую в проверяемой области,
— требования стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-2007; ГОСТ Р ИСО 19011-2012,
— общесистемные процедуры (по управлению документами, записями, несоответствиями и т. д.),
— процедуры по программе аудита,
— размер, структуру, функции и взаимоотношения в организации,
— общие бизнес-процессы и относящуюся к ним терминологию,
— применимые законы, правила;
уметь:
— результативно планировать и организовывать работу (осуществлять анализ документов, подготавливать чек-листы и планы выборки и т. д.),
— проводить аудит в согласованные сроки,
— расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах,
— собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов,
— проверять точность собранной информации,
— подтверждать достаточность полученных свидетельств аудита для обоснования наблюдений и заключений по его результатам,
— оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита,
— обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации.
Безусловно, существуют профессиональные требования к образованию, опыту работы, опыту проведения аудитов и к подготовке аудитора. Пример: аудитор должен иметь высшее образование, обладать опытом работы в сфере экологии не менее трех лет, иметь свидетельство о прохождении специальной подготовки к аудиторской деятельности, по возможности иметь практический опыт проведения аудитов.
|
|
Руководитель аудиторской группы должен уметь:
— планировать аудиты и результативно использовать ресурсы;
— организовывать членов аудиторской группы и руководить ими;
— проводить совещания;
— предупреждать и разрешать конфликты;
— составлять отчет.
поддержание и повышение компетентности предполагает постоянное повышение квалификации, что достигается путем обучения, самообразования, тренингов, участия в совещаниях, семинарах и конференциях, регулярного участия в аудитах. В аудиторских организациях оценка компетентности, как правило, проводится в соответствии с собственными процедурами.
В заключение отметим, что критериями успешности аудита в целом всегда выступают применимость разработанных рекомендаций и те результаты, которых достигает предприятие, внедряя рекомендованные организационные и технические решения.