Психологические особенности технических средств массовой коммуникации

Тема: Структура массовой коммуникации как объект психологического исследования» (часть 3)

 

План:

Психологические особенности технических средств массовой коммуникации.

Обратная связь в массово-коммуникативной деятельности и ее виды.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Считается, что уникальность коммуникационного процесса заключается в пяти основных его свойствах, которые обеспечиваются средствами массовой коммуникации.

1. диахронность — возможность устойчивого сохранения передава­емого сообщения во времени.

2. диатопность — возможность преодоления передаваемыми сообщениями значительных пространств и расстояний.

3. мультиплицирование — возможность многократного, почти неограниченного воспро­изведения одного и того же, аутентичного содержания.

4. симультанность — это возможность предоставлять совершенно аутентичные сообщения множе­ству людей практически одновременно.

5. репликация — возможность регу­ляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации.

Однако эти свойства относятся только ко всей системе массовой информации. Далеко не все кон­кретные средства массовой информации соответствуют всем этим возможностям.

Технические средства массовой коммуникации: телевидение, радио и пресса - нельзя рас­сматривать как равноценные.

Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и, в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события. Радио от­вечает на вопрос «что?» — что случилось? Телевидение отвечает на вопрос «как?» — как случилось то, о чем уже сообщило радио. Наконец, пресса отвечает на вопрос «по­чему?» — почему именно случилось именно то, о чем рассказало радио, и именно так, как это показало телевидение.

РАДИО. Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности, технической простоте формирования и распространения сообщения. Сегодня радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массо­вой информации — прежде всего, для менее образованной и, следовательно, менее обеспеченной аудитории.

Специфика радио связана и с определенными объективными недо­статками.

· Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух.

· Слишком большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие.

· На слух вообще воспринима­ется и запоминается не более 20 % информации: как правило, улавливается лишь са­мое главное, прежде всего тема сообщения. Кстати, именно поэтому в радиосообще­ниях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания.

· К радиопередаче прак­тически невозможно «возвратиться» — нельзя «переспросить» радиоприемник. В си­лу быстрого темпа передачи новостных сообщений их практически нельзя записать, чтобы обдумать на досуге или поделиться ими со знакомыми.

· Радиостанции редко имеют постоянную аудиторию — она меняет­ся даже в течение дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную коммуникативную связь с одной и той же общностью.

Таким образом, неоспоримые преимущества радио, делающие его уникальным средством массовой информации, — это оперативность, эмоциональность, в техническом отношении радиосообщения практически не знают ни границ, ни расстояний.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Главное преимущество телевидения заключено в самой его приро­де — это наличие «картинки», видеоряда. Именно это и придает телевизионному воз­действию огромную, ни с чем не сравнимую эмоциональную силу. Сочетая зритель­ные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, в движении, в развитии, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей сис­теме массовой коммуникации. Телеви­дение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам.

В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. У телевизионной ауди­тории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел — значит, это правда!».

Безусловно, телевидение имеет свои объективные недостатки.

· Пока оно все еще далеко не столь оперативно, как радио, — телевизионная съемка, передача материалов, монтаж требуют времени.

· В техническом плане телевидение менее доступно как в территориальном (большие расстояния, природные помехи и т. д.), так и финан­совом отношении (цены на телевизоры).

· Суперэмоциональность телевидения чаще всего неизбежно идет в ущерб аналитичности, осмысленности его программ.

Тем не менее, в целом уникальные достоинства телевидения не просто перевеши­вают его недостатки — они делают его основным средством массовой коммуникации в современном мире.

ПЕЧАТЬ. Пресса уступает в оперативности телевидению и радио. Однако, несмотря на запаздывание, важнейшим преимуществом прессы является - аналитичность. Пресса уступает радио и телевидению в эмоциональности.

Пресса имеет целый ряд своих преимуществ.

· К печатному слову можно всегда вер­нуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсу­дить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.

· Важным преимуществом является то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию — просто в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важ­ный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.

Таким образом, в целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступно­сти и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитич­ности, которая связана с прочностью воздействия. Радио- и телесообщения хоть и за­хватывающи, но быстротечны и легко забываемы. Газетная статья остается в памяти надолго.

Все технические средства массовой коммуникации имеют и достоинства, и недостатки. Поэтому нельзя выбрать один-единственный канал и ограничиться им. Только совокупное ис­пользование всех средств коммуникации позволяет ей быть максимально эффектив­ной как для коммуникатора, так и для аудитории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: