Обратная связь в массово-коммуникативной деятельности и ее виды

Эффективность массовой коммуникации невозможно оценить без устойчивой «об­ратной связи» источника с аудиторией. Невозможно строить массовую коммуникацию «вслепую», не зная особен­ностей аудитории, индивидуально-типических черт психики ее отдельных членов и социальной психики в целом — не зная специфики восприятия, мышления, эмоций, установок, стереотипов, норм, ценностей, ценностных ориентации и т. д. Инструмен­ты связи аудитории с коммуникатором, дающие последнему информацию о состоя­нии аудитории, и составляют то, что на практике принято называть «обратной свя­зью».

Основной инструмент обратной связи в современных системах массовой комму­никации — разного рода социологические опросы. Прежде всего, это популярные рейтинги основных каналов массовой коммуникации. Рейтинговые исследования оперативно дают количественную информацию: кто смот­рит (слушает, читает), из каких социально-демографических, имущественных и т. д. групп населения. В обобщенной форме это своего рода цифровой портрет той массы, которая создана и поддерживается данным средством массовой коммуникации.

Другие опросы — анкетные, интервью, фокус-группы и т. д. — позволяют прицель­но оценить информационные запросы и потребности аудитории, а также степень их удовлетворенности. Один из важнейших выявляемых таким образом показателей — уровень доверия аудитории к разным каналам массовой коммуникации.

Особую роль в последнее время играют так называемые интерактивные опросы, в ходе которых вопрос задается в радио- или телестудии, обычно в прямом эфире, а слу­шатели или зрители имеют возможность звонить в студию по специальным телефонам.

Наконец, традиционным, но по-прежнему достаточно надежным способом обрат­ной связи является анализ писем, телефонных звонков и иных форм прямого соб­ственного обращения представителей аудитории в средство массовой коммуникации.

В конечном счете, надежная обратная связь должна давать достоверные ответы на четыре основных вопроса:

1. кто представляет собой аудиторию (количе­ственный портрет);

2. какие они, члены аудитории (содержательный соци­ально-психологический портрет);

3. чего они хотят (особенности запросов и потребностей);

4. насколько они удовлетворены тем, что им дают (уровень удовлетворенности и степень доверия к источнику).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: