Формы продуктов проектной деятельности

 

Выбор формы продукта проектной деятельностиважная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Например, проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

— Web-сайт;

— Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

— Атрибуты несуществующего государства;

— Бизнес-план;

— Видеофильм;

— Видеоклип;

— Выставка;

— Газета;

— Действующая фирма;   

—  Журнал;

— Законопроект;

— Игра;

— Карта;

— Коллекция;

— Костюм;

— Макет;

— Модель;

— Музыкальное произведение;

— Мультимедийный продукт;

— Оформление кабинета;

— Пакет рекомендаций;

— Письмо в...;

— Праздник;

— Прогноз;

— Публикация;

— Путеводитель;

— Серия иллюстраций;

— Система школьного самоуправления;

— Сказка;

— Справочник;

— Сравнительно-сопоставительный анализ;

— Статья;

— Сценарий;

— Учебное пособие;

— Чертеж;

— Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собствен­ным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);

3) частотный словарь английского молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;

5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;

6) экологические программы мониторинга и лабораторного ана­лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

8) коллекция софизмов, невозможных математических объек­тов и интересных чисел.

 

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта, (учителя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

_— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс;

—  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Концепция профильной школы.

2. Международный педагогический мастер-класс. Цифровая школьная четверть, 2004.

3. Баланян Г.В. Метод проектов на уроке истории //Школьные технологии, 1997, №1.

4. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9.

5. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, № 6.

6. Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем// Завуч. 2000, № 3

7. Полат Е.С. Метод проектов, М., 2001.

8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Скифия. 2003.

9. Intel â «Обучение для будущего» (под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского), М., 2004 г.

10. Алхимия проекта. Методические разработки мини-тренингов для слушателей программы Intel â «Обучение для будущего» (под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского), М., 2004 г.

11. Астафьева Н.Г., Вязовова О.В., Специфические особенности решения профессиональных задач посредством использования пакета презентационной графики Power Point (учебно-методическое пособие), Тамбов, 1999 г.

12. Астафьева Н.Г., Солопова Н.К., Вязовова О.В., Никитина Н.Н., “Учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации учителей по проблеме “Использование информационных технологий в профессиональной деятельности специалиста”, Тамбов, 2002 г.

13. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии, М., 1989 г.

14. Вязовова О.В., Операционная система Windows (комплекс лабораторных работ), г. Тамбов, ТОИПКРО, 2001 г.

15. Вязовова О.В., Основы работы с Интернет (комплекс лабораторных работ), г. Тамбов, ТОИПКРО, 2001 г.

16. Никитина Н.Н., Солопова Н.К., Изучение электронной таблицы Excel (комплекс лабораторных работ), г. Тамбов, ИПК, 2001 г.

17. Полат Е.С., Дистанционное обучение, М., 1998 г.

18. Солопова Н.К., Внедрение средств информационных технологий в практическую деятельность учебного заведения (методическое пособие). Тамбов: ТОИПКРО, 1998 г.

19. Солопова Н.К., Никитина Н.Н., Методика изучения текстовых процессоров Word (комплекс лабораторных работ), г. Тамбов, ТОИПКРО, 2002 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: