Причины расстройства внимания:
· утомление, уровень натренированности;
· отравление алкоголем, никотином и др. интоксикациями;
· заболевания, влияющие на ЦНС (инфекции, интоксикации, эндокринная система, нарушение обмена веществ);
· невнимательность, рассеянность (у детей);
· в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Память и внимание обеспечивают целостное развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.
Вопросы для самоподготовки:
Перечислить компоненты психических явлений.
Дать определение восприятия.
Охарактеризовать виды восприятия.
Перечислить свойства восприятия.
Перечислить и охарактеризовать репрезентативные системы.
Охарактеризовать расстройства восприятия.
Дать определение ощущений.
Дать характеристику классификации видов ощущений.
Охарактеризовать свойства ощущений.
Охарактеризовать нарушения ощущений.
|
|
Дать определение внимания.
Охарактеризовать виды внимания.
Охарактеризовать свойства внимания.
Дать характеристику расстройствам внимания и их причинам.
ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические процессы)».
Основные вопросы:
Память. Классификация видов памяти.
Процессы памяти.
Типы памяти и индивидуальные особенности.
Нарушения памяти.
Воображение, виды.
Мышление, виды мышления.
Формы мышления и мыслительные операции.
Нарушения мышления.
Речь Виды речи.
Функции и свойства речи.
Нарушения речи.
Память.
Память – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком его индивидуального опыта.
Классификация основных видов памяти:
По характеру психической активности:
двигательная эмоциональная
образная словесно-
логическая
Двигательная – память на движения и их системы, является основой многих видов деятельности человека.
Образная – связана с сохранением в сознании образов представлений, деятельностью органов чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).
|
|
Словесно-логическая – основа мышления человека (слова, понятия; связи и отношения между ними, выражающиеся в различных звуковых системах).
Эмоциональная – опыт прошлых переживаний человека. Память на чувства и переживания.
По цели деятельности:
непроизвольная произвольная
Непроизвольная – вид памяти, при котором запечатление информации, происходящей без сознательных целей.
Произвольная – вид памяти, при котором запечатление информации происходит в том случае, когда ставится сознательная цель использовать данную информацию в предстоящей деятельности.
По длительности сохранения:
оперативная кратковременная
долговременная
Кратковременная - подсистема памяти, ограниченная по объему, она обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных.
В отличии от памяти машин, память человека имеет выраженный избирательный характер. Человек наиболее точно стремится запечатлеть ту информацию, которая ему необходима в целях предстоящей деятельности.
Физиологические механизмы кратковременной памяти – процессы реверберации замкнутых контуров нервных клеток головного мозга. Кратковременная память после действия внешнего раздражителя перестаёт сохранять информацию.
Долговременная – обеспечивает продолжительное, от часов до десятилетий удержание знаний, сохраняет умения и навыки; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.
Физиологические механизмы долговременной памяти связаны с изменением химического состава самих нервных клеток, которые входят в состав очага возбуждения. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновые молекулы) отвечают за сохранение наследственной информации в организме, входят в состав его клеток. Сохраняется наследственная (генетическая) память.
Сохранение индивидуального опыта запечатляется поступлением информации, связанной с увеличением количества РНК – рибонуклеиновые кислоты в нервных клетках головного мозга.
Оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающая эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП. Она обслуживает кратковременную и долговременную память; обеспечивает непосредственную деятельность человека.
Процессы памяти:
· запоминание и воспроизведение;
· сохранение и забывание;
· узнавание.
Существует закономерность «эффекта края», при запоминании наиболее легко и прочно запечатляется информация находящаяся в начале и конце сообщения.
Тип памяти – это подвид, который обеспечивает наибольшую продуктивность запоминания у данного человека (зрительный, моторный, слуховой, чувственный; комбинированные: моторно-зрительный, моторно-слуховой и т.п.).
Индивидуальные особенности – характеризуются по особенностям процесса запоминания, сохранения и забывания информации.
1. Легко запоминают и надолго сохраняют.
2. Медленно запоминают и надолго сохраняют.
3. Легко запоминают и быстро забывают.
4. Медленно запоминают и быстро забывают.
Все что человек о себе знает – это его память. Нет плохой памяти, есть её индивидуальные особенности. Если идет тренировка памяти, происходит изменения самого человека.
Нарушения памяти:
Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию и обострение воспоминаний до мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий (депрессивно-маниакальный психоз, маниакальное состояние при шизофрении).
|
|
Гипомнезия – снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном утомлении, при астенических состояниях, у пожилых, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжёлых перенесённых заболеваний.
Амнезия – выпадение памяти, её отсутствие (травмы мозга, очень сильные отравления, старческие психозы).
Парамнезии – ошибки, обманы памяти:
· Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности. Происходит помимо желания больных в вести в заблуждение (старческий психоз, хронический алкоголизм, паралич, сифилис мозга).
· Псевдореминисценции – патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее (старческих психоз).
Воображение.
Воображение – способность человека создавать новый, оригинальный, целостный образ действительности путем переработки практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение состоит в структурировании образов восприятия и взаимодействии человека с предметами и явлениями. Оно позволяет домыслить образ конкретного предмета, с которым взаимодействует человек. Состоит в создании внутренней картины мира человека.
Виды воображения:
пассивное активное
воссоздающее творческое
Пассивное – возникает в пограничном состоянии человека (состояние между сном и бодрствованием). Человек погружается в грёзы, мечты, которые заслоняют окружающую действительность.
Активное – человек с помощью усилий воли сознательно конструирует, образы, используя элементы прошлого опыта:
· воссоздающее – это вид, образы которого возникают у человека на основе описаний, сделанных другими людьми. Оно является основой организации учебной деятельности человека;
|
|
· творческое – заключается в возникновении, создании новых оригинальных образов, которых ранее не было в индивидуальном опыте человека или всего человечества.
Мышление.
Помимо чувственного познания, человек использует и другой путь открытия свойств предметов и явлений – путь мышления.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Виды мышления:
наглядно-действенное конкретно- словесно-логическое
образное
теоретическое и практическое
Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наиболее древний вид мышления, самый ранний в развитии ребёнка. Возникло в ходе практической деятельности человека, земледелии; сформировалось как способность человека решать практические задачи. Распространяется у взрослых людей в профессиональной деятельности.
Конкретно-образное – мыслительные действия и операции совершаются с образами предметов, со схемами и чертежами, в которых представлена познавательная реальность. Формируется у детей в возрасте 3-7 лет. В возрастном развитии у детей есть особенности. Феномен Ж.Пиаже – «эффект не сохранения количества вещества», сохраняется у детей до 8 лет. У взрослых людей оно приобретает высшую форму своего развития (художники, писатели, музыканты).
Теоретическое – это познание законов, правил.
Практическое – постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Словесно-логическое – осуществляется в ходе практических операция с понятиями. Это мышление понятия, теоретическое, выражается в умозаключении.
Другие виды: интуитивное, аналитическое, реалистическое, продуктивное, эгоцентрическое, непроизвольное, произвольное и др.
Основные формы мышления:
Понятие – характеристика определённой группы предметов или явлений на основе какого-либо одного общего свойства (металл – цинк, золото, серебро, железо, ртуть и т.п.).
Суждение – связь между отдельным предметом и общим понятием, под который попадает данный предмет на основе имеющихся у него свойств (стекло – хрупкое, прозрачное, бьющееся и т.п.).
Умозаключение - вывод на основе двух или нескольких суждений.
Мыслительные операции:
Сравнение – мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Заключается в сопоставлении аналогичных свойств тех предметов или явлений, которые являются объектами познания, причем, чем больше оснований избирается для сравнения, тем более глубоко человек познаёт сравниваемые предметы (страны: Америка, Россия).
Анализ – мысленное расширение целого на отдельные элементы для более глубокого познания свойств каждого из этих элементов.
Синтез – объединение частей элементов в единое целое.
Нарушения мышления:
Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. Различают два вида слабоумия:
· врождённое (олигофрения);
· приобретённое (деменция).
·
Олигофрения в переводе с греч. «малоумие», в основе лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная или наркотическая интоксикация)
Три степени тяжести олигофрении:
1. Дебильность – легкая степень тяжести. Наблюдается снижение умственных способностей, находчивости, сообразительности. Но больные способны приобрести знания, которые дают им возможность работать. Больные не понимают тонких взаимоотношений между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности главное. Их мышление не выходит за рамки конкретных представлений, безынициативны, переоценивают свои возможности и обижаются, если им делают замечания.
2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больные усваивают только названия предметов, и наиболее употребительные слова. Практически необучаемы. Иногда больных удаётся обучить чтению, элементарному счёту. Многие не могут сосчитать пальцы на руках.
3. Идиотия - тяжёлая степень олигофрении.
Членораздельная речь и сознание отсутствует. Обучение каким-либо навыкам невозможно. Часто встречаются разнообразные физические уродства.
Деменция – следствие органического поражения головного мозга. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку (в старческом возрасте, при заболеваниях ЦНС, инсульт, черепно-мозговые травмы).
Речь.
Речь – специфически человеческая форма психической деятельности, использующая средства языка. Это наиболее распространённый и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли. Речь является основой мышления. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов. Медицинские работники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя подразделяется на устную и письменную. Устная речь бывает в виде монолога, диалога. Она делится на активную (говорение) и пассивную (слушание).
Письменная подразделяется на чтение и письмо. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.
Внутренняя речь «про себя» возникает в процессе мышления, при чтении, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде. В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Свойства речи:
· содержательность – определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
· понятность – правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов при помощи логического ударения;
· выразительность – эмоциональная насыщенность (яркая, насыщенная, вялая, бледная);
· воздейственность - влияние на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Функции речи:
· выражение – передача чувств, переживаний, отношения;
· воздействие – побуждение к действию;
· обозначение – названия, присущие предметам или явлениям;
· сообщения – обмен информацией.
Расстройства речи:
· Афония – временная функциональная потеря голоса.
· Афазия – расстройства речи. Выделяют сенсорную нарушение восприятия обращённой речи и моторную неспособность или сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, с малым запасом слов. Амнестическая – забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
· Аграфия – расстройства письменной речи.
· Алексия – расстройство чтения.
Вопросы для самоподготовки: