Дать определение памяти

Дать характеристику классификации видов памяти.

Дать характеристику процессов памяти и индивидуальных особенностей.

Охарактеризовать нарушения памяти.

Дать определение воображения.

Охарактеризовать виды воображения.

Дать определение мышления.

Охарактеризовать виды мышления.

Охарактеризовать формы и мыслительные операции.

Дать характеристику нарушений мышления.

Дать определения речи.

Охарактеризовать виды речи.

Перечислить и охарактеризовать нарушения речи.

 

ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические состояния)».

Основные вопросы:

Эмоции и чувства.

Виды эмоций и чувств.

Стресс. Виды стресса и формы реагирования при стрессе.

Воля. Волевые качества личности.

Основы психосоматики.

Причины и виды психосоматических расстройств.

Эмоции и чувства.

      Эмоции (от лат. етоуеге — возбуждать, волновать)  — это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

 

  А чувства — это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей.

  В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

 

   Исходя из этого, можно прийти к выводу, что эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворённость или неудовлетворённость от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции — мгновенные и краткосрочные, а чувства — постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

    Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

      Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

      Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

      Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

      Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

      Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

 

Функции эмоций:

· регулирующие – способствуют протеканию процесса взаимодействия, когда происходит удовлетворение потребностей человека как биологического существа;

· сигнальные – проявляется в переживаниях человека при его восприятии окружающего мира и людей.

      Внешние выражения эмоций проявляются в жестах человека, его походке, позе, интонации, речи и т.д.

Виды эмоций и чувств:

1. Настроение длительное переживание, которое дает своеобразную окраску эмоциям и чувствам человека.

 

2. Аффект – бурное состояние, которое дезорганизует сознание и, достигнув высоких уровней, разряжается в виде двигательных факторов. Возникает, когда при взаимодействии с объектами окружающего мира у человека оказываются затронуты ценности его бытия, или подвергается угрозе его самосохранение.

         Аффект обладает аккумулирующим (накопительным) свойством. Эмоциональное напряжение накапливается и может привести к разрядке.

 

3. Стресс – состояние психологической напряженности, которое возникает при взаимодействии человека с окружающим миром. Наиболее высокий уровень, когда само взаимодействие происходит неожиданно или предметы и явления опасны для жизни. 

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Бывает двух видов:

· аустресс – поддерживает, активизирует жизнь человека;

· дистресс – действует разрушительно.

      В стрессовой ситуации существует две формы реагирования:

1.Стеническая – проявляется в мобилизации сил, в повышении аппетита, скорости мыслительной деятельности, активации памяти, осуществлении целенаправленной деятельности по преодолению источника стресса.

2. Астеническая – проявляется в упадке сил, блокировании работы речи, памяти, мышления, потере аппетита.

4. Фрустрация – определённое состояние личности, которое сопровождается отрицательными переживаниями, когда человек не может достичь важных, значимых для него целей деятельности и самореализовать себя в общении с другими людьми.

 

           Эмоции и чувства не являются единственными регуляторами деятельности человека. Кроме ни важным регулятором является воля.

      Воля – это способность человека организовывать определённые усилия, направленные на преодоление внутренних или внешних препятствий, стоящих на пути к достижению поставленной цели.

 

Структура волевого действия (два вида):

1 вид – простое – состоит из 2-х компонентов:

· осознание цели;

· достижение цели.

2 вид – сложное:

· 1 этап – борьба мотивов (несколько потребностей; в ходе борьбы мотивов в сознании всегда выделяется один из них, который становится доминирующим и служит для принятия решения);

· 2 этап – планирование деятельности по достижению цели;

· 3 этап – исполнение принятого решения.

 

Волевые качества личности:

· настойчивость;

· самостоятельность;

· решительность;

· выдержка (самообладание).

         Проявление волевых усилий это всегда сознательное волевое действие самого человека, обусловленное особенностями его мировоззрения, системой ценностей, взглядов, убеждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: