Письменная речь Устная речь

прейскурант                                                       список

перечислить деньги                                           перегнать деньги

арендовать (помещение)                               снимать

наличные деньги                                           живые деньги

торговая точка                                               место

покупать                                                         брать

наценка                                                           накрутка, накидка

назначить цену                                              зарядить цену

убыточное предприятие                               лежачая фирма

неучтенные деньги                                           черный нал, черняк

распродается                                                       уходит (товар)

распродается без посредников                     уходит с колес

нести убытки                                                            подсесть, просесть (с товаром)

    Для ситуаций неофициального делового общения характерно использование сублексикона устной деловой речи в виде разговор­­ной лексики в сочетании с жаргонно-просторечными элементами: крендель — хитрый пройдоха; упакованный, навороченный, накрученный — характеристика облика делового человека (в последнее время — и о качестве товаров); наезжать — угрожать; наколотить, наскирдовать — заработать; откат — ­оплата посреднической услуги; оплатить бутербродом — оплатить безналичным путём, добавив и наличные деньги.

    Культурный человек чутко реагирует на обстановку общения, определяя меру допустимости использования тех или иных речевых средств. Использование различных пластов лексики в деловом общении должно быть оправданно.

    В спонтанной устной речи редко встречаются сложные конструкции, развернутые и осложненные предложения (например, причастными и деепричастными оборотами). Среди осложнителей устной речи наиболее характерны однородные члены предложения и вводные слова.

    Из-за стремления избежать семантических осложнителей в устной деловой речи редко используются конструкции с отыменными предлогами, которые часто представляют клишированные синтаксические единицы: В соответствии с принятой ранее договоренностью… В связи с задержкой оплаты отправляемой продукции…

    Такие конструкции в информационном отношении тождественны придаточному предложению и с успехом заменяются им в устной речи: Ну вот / поскольку мы с вами договорились / мы этот пункт сюда вынесли… Вы понимаете / поскольку нам задерживают оплату / мы тоже не можем все это выполнить…

    Синтаксис устной речи, отличающейся спонтанностью, представляет собой в определенной степени феномен. Некоторые лингвисты склонны подвергать сом-нению существование предложения как синтаксической единицы устной речи. Членение речевого потока устной речи (особенно разговорной, к которой тяготеет устная деловая речь) не всегда легко производить.

    Необходимо помнить, что в деловом общении использование экспрессивной окраски и оценочных факторов интонирования должно быть ограничено. Деловая устная речь представляет собой прежде всего информационный обмен, поэтому эмоции, особенно отрицательные, следует выносить за рамки делового общения, поскольку они препятствуют поиску нужного решения, уводят разговор в нежелательном направлении. Положительные оценки выражаются в нейтральном типе интонирования, а господствующий тип интонирования — так называемый рационально-логический.

    Интонация включает и такие понятия, как ритм и темп речи. Средний темп деловой речи (беседы, выступления на совещании) — 78–80 слов в минуту. Се-годня наблюдается тенденция ускорения темпа речи в информационных жанрах делового общения (устный оперативный доклад, консалтинговые услуги), в жанре беседы, в телефонном общении. Он колеблется в пределах 90–100 слов в минуту. Это объясняется стремлением к экономии времени, необходимостью оперативно-го принятия решений. Не следует забывать, что ускоренный темп речи требует четкой артикуляции, иначе ускоренная речь сливается в скороговорку.

    Очевидно, что при помощи правильного интонирования можно добиваться взаимопонимания и согласия по обсуждаемым вопросам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: