Публичная речь и её особенности

Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории; ораторская речь.

Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публично выступления, следующие:

1. Принцип краткости, но, следует добавить, достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обычно оценивается аудиторией как «более деловое». Доведенный до парадоксальности этот принцип прозвучал в словах Франклина Рузвельта, который учил выступать своего сына: «Будь искренен, будь краток, садись». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию.

2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.

3. Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т. д.

4. Принцип результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.

Информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы её удобнее было воспринимать и излагать. Каждая структурная часть имеет свою цель, обладает своими особенностями и строится с учетом определенных закономерностей.

Цель вступления очень сложна — заинтересовать аудиторию, подготовить к восприятию, привлечь внимание к обсуждаемой проблеме, показать ее важность и актуальность, в конце концов, заинтересовать личностью самого выступающего.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что чётко выделяется в нём, — обращение. Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания, и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

После обращения традиционно следует собственно вступление, характер которого зависит от типа речи (аргументирующая, информирующая, эпидейктическая, агитирующая) и избранного жанра (доклад, лекция, тост, митинговая речь, дискуссия, выступление в прениях и т. д). Вариантов вступления несколько:

— апелляция ко времени, месту, где проходит лекция (Сегодня мы собрались в аудитории, стены которой слышали многое... Я думаю, многие в курсе, что сейчас, в эти самые минуты на Пушкинской площади проходит митинг, посвященный...);

— апелляция недавно произошедшему события (Я думаю, все вчера слышали по радио о...);

— апелляция непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т. д. (Все мы неоднократно слышали заверения правительства в том, что в ближайшее время будут повышены не только зарплата бюджетников и пенсии, но и стипендии студентов вузов. Слышали и о других предполагаемых льготах для молодежи. Что же происходит наделе? Есть ли у правительства экономические основания для таких заявлений?);

— юмористическое замечание («Публика относится к юмористам несерьезно», — говорил Марк Твен, и это правда, поэтому начинать выступление с шутки могут отважиться очень немногие. Во-первых, потому, что потом трудно успокоить аудиторию и перейти к обсуждению серьезных проблем. Во-вторых, потому, что серьезная аудитория может расценить юмор как свидетельство несерьезности выступающего или как его стремление пококетничать с аудиторией, понравиться ей. Поэтому скорее всего шутку, юмор лучше использовать в середине выступления, когда нужно будет дать возможность слушателям передохнуть. Вместе с тем начать выступление с шутки возможно, особенно если аудитория относится к оратору дружески и с пониманием;

— обращение к конфликту, при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т. д. Например, сообщение об особенностях национального коммуникативного поведения можно начать со следующего вступления: «Известный писатель, публицист В. Овчинников в «Ветке сакуры» описал такой случай: «Иностранец, работающий переводчиком в редакции японской газеты, закончил срочную статью и понес ее в типографию. У входа на лестницу он столкнулся с японским коллегой, который тоже направлялся вниз.

— Раз вы идете в типографию, не передадите ли заодно этот текст линотипистам? —попросил переводчик.

Японец остолбенел, словно ему предложили броситься в лестничный про-лет. Молча взяв текст, он с трудом превозмог себя и зашагал вниз». Почему же так неадекватно, с нашей точки зрения, среагировал на простейшую просьбу японец? Ответ на этот вопрос мы получим, если подробнее рассмотрим национальные особенности коммуникативного поведения»;

    — передача приветствий (в этом году на празднике последнего звонка в одной из московских школ на сцену вышел человек и начал свое выступление примерно так: «Уважаемые господа! Я присутствую здесь от имени партии ≪...≫. По поручению руководства и всех членов партии я приветствую вас и в вашем лице всю молодежь страны с торжественным днем в вашей жизни!»);

— апелляция к речи предыдущего оратора (Предыдущие выступающие сделали все возможное, чтобы нарисовать правдивую и четкую картину происходящего, поэтому моя задача —...);

— апелляция к личности оратора, т. е. к себе самому, своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми (Жан Жорес так начал одну из своих речей, обращенную к своему противнику: «Господа, я выхожу на эту трибуну весь покрытый стрелами, пущенными в меня искусной и все еще молодой рукой. Я не буду пытаться вырвать их и бросать обратно своему грозному противнику... У меня есть задача более высокая...»);

— обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности («Мы все довольно плохо знаем прошлое, поэтому уроки истории нас, как правило, ничему не учат. Вместе с тем много полезного можно почерпнуть именно из прошлого. Так, например, у древних греков было принято...»);

— краткое изложение целей и задач выступления. Этот вид вступления практикуется в тех случаях, когда аудитория — единомышленники и нет необходимости привлекать их внимание другими способами, кроме как рассмотрением самой проблемы;

— использование парадоксального цитирования. Этот вид вступлений поз-воляет создать определенный эмоциональный настрой у аудитории, пробуждает мыслительную активность, интерес. Трудность его использования в том, что не всегда легко подобрать парадокс, соответствующий теме выступления. Так, говоря о проблемах образования, можно вспомнить фразу, произнесенную Эйнштейном: «Образование — это то, что остается, когда все выученное уже забыто». Прав ли великий ученый и как учить так,чтобы этот остаток был как можно больше?

— риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля.

Чего не должно быть во вступлении? Извинений. Извинения ассоциируются у аудитории с неуверенностью, неуверенность — с низким статусом говорящего, что, несомненно, скажется на успехе всего выступления.

Не менее важной частью является заключение. Закон края гласит, что лучше всего запоминается начало и конец любого высказывания, любой речи. Роль заключения очень велика — это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.

О чём же надо помнить, продумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью её. Особая концовка может быть у эпидейктического выступления: это или пожелание, если речь идет о поздравлении юбиляру, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же...). В аргументирующей и информирующей речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.

Какие же виды заключений существуют?

1. Подытоживающее повторение. Поскольку объем заключения как струк-турного элемента речи небольшой, то это повторение должно быть кратким, чет-ким. При этом можно использовать как формулировки, употреблявшиеся в преды-дущих частях выступления, так и видоизмененные формулировки: «Таким обра-

зом, как мы сумели убедиться, решение проблемы повышения качества высшего образования зависит, во-первых, от изменения стандартов в образовании, во-вторых, от повышения квалификации преподавательского состава и, в-третьих, от уровня состава обучающихся, то есть от качественного отбора будущих

студентов».

2. Призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговор-кой и т. д: ≪Так давайте не будем уподобляться известному герою из комедии    А. С. Грибоедова, который был убежден в том, что «чтобы зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

3. Интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слуша-телям самим предлагается сделать вывод. Известный из истории пример — речь адвоката революционерки Веры Засулич, который сказал: «Да, она может выйти отсюда осужденной, но она не выйдет опозоренною, и остается только поже-лать, чтобы не повторялись причины, производящие подобные преступления, порождающие подобных преступников». Слушателисами могли сделать вывод, что причина выстрела В. Засулич в жестокости самого генерала Трепова, на которого было осуществлено покушение. Кстати, В. Засулич была оправдана.

4. Обращение к аудитории. Можно поблагодарить слушателей, при этом лучше использовать не только традиционное «Благодарю за внимание!», но и сказать несколько слов в качестве комплимента, например: «Было очень приятно выступать перед вами. Не часто встретишь столь подготовленную и заинте-ресованную аудиторию».

5. Иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию. Такая концовка, как правило, надолго остается в памяти слушателей, имеет сильное эмоциональное воздействие: «Разрешите в подтверждение ска-занного выше вспомнить притчу, которая существует у многих народов: Один путешественник проходил мимо стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями и спросил: «Что ты делаешь?» —«Разве ты не видишь? —ответил тот. —Толкаю тяжелую тачку, будь она неладна!» Второй рабочий на аналогичный вопрос ответил: «Я зарабатываю хлеб для семьи». Третий рабочий с такой же тачкой гордо сказал: «Я строю прекрасный храм!»

Разрешите пожелать, чтобы работающие на ваших предприятиях и фирмах достойно могли ответить на этот вопрос. Счастья и процветания!»

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо вы-брать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыду-щей части, характеру аудитории и самого оратора, а самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: