Гильфердинг. «Финансовый капитал». 8 страница

с. 115. «Обе страны (*) будут все больше поддаваться влиянию класса людей, ссужающих деньги и выдающих себя за империалистов и патриотов».

с. 120. «Из 367 млн. британских подданных, жи­вущих за пределами британских островов, не более десяти миллионов, или, другими словами, всего лишь одна тридцать седьмая часть, имеют сколько-нибудь действительное самоуправ­ление в области законодательства и админи­страции».

с. 121. «В некоторых наших более старых коронных колониях в управлении есть представительное начало. В то время как административная власть находится цели­ком в руках назначенного короной губернатора, при кото­ром состоит назначаемый им совет, население колонии избирает часть законодательного собрания...

В этих колониях представительный элемент значи­тельно разнится по своему объему и влиянию, но о и нигде не превышает численно эле­мента невыборного. Таким образом, он скорее является совещательным, а не действительно законодательным фактором. Выборные члены не только всегда уступают по количеству невыборным, но и во всех случаях министерство колоний невозбранно пользуется правом вето в отношении мероприятий, принимаемых собраниями. К этому следует прибавить, что почти во всех случаях избирательное право связано с довольно в ы с о к и м имущественным цензом, пре­пятствующим цветному населению осуществлять из­бирательные права в мере, соответствующей его числен-ности и значению в стране».

с. 131. «Короче говоря, новый империализм р а с ш up и л   территорию,  поделает-

ную б р и т а некому деспотизму, далеко

°гнав рост населения и действительных свобод,

(*) т. е. Великобритания и Соединенные Штаты.


394


достигнутый нашими немногими демократическими ко-лониями.

Он не способствовал распространению британской свободы и наших методов управления. Поскольку мы вообще управляем теми странами и народами, которые мы аннексировали, мы управляем ими явно автокра-тическими методами, которые диктуются главным образом с Даунинг-стрита, частью же из центров коло­ниального управления в тех случаях, когда самоуправ­ляющимся колониям было разрешено аннексировать».

с. 133. «Британский мир, который всегда был бесстыд­ной ложью, за последние годы стал верхом чудовищного лицемерия. На наших границах в Индии, в Западной Африке, Судане, Уганде, Родезии войны почти не прекращаются».

с. 134. «Наш экономический анализ обнаружил тот факт, что враждебны друг другу лить интересы конку-рирующих клик дельцов — инвесторов, поставщи­ков, промышленников, работающих на экс­порт, и определенных профессиональных групп; эти клики, узурпируя власть и голос народа, употреб­ляют народные средства, чтобы обделывать свои част­ные дела, и расточают народную кровь и деньги в этой гигантской опустошительной военной игре, измышляя национальные антагонизмы, не имеющие никаких осно­ваний в действительности».

с. 135136. «Если мы хотим удержать за со­бой все, что мы захватили, с 1870, и состязаться с молодыми промышленными нациями в деле дальней­шего раздела территорий и сфер влияния в Африке и Азии, то мы должны быть готовы воевать. Враждебность империй-соперниц, открыто проявившаяся во время южноафриканской войны, явно порождена политикой, посредством которой мы обгоняли и все еще стараемся обогнать этих соперников в деле аннексии территорий и рынков во всем мире». 

с. 143—144. «Организация больших туземных армий, вооруженных «цивилизованным» оружием, вымуштро-ванных «цивилизованными» методами, под начальством «цивилизованных» офицеров, являлась одной из наи-более характерных черт последних этапов развития великих восточных империй, а затем и Р и м с к о й


395



империи. Она оказалась одним из опаснейших изобретений, придуманных паразитизмом, в силу которого население метрополии вручает защиту своей жизни и имущества в ненадежные руки «покоренных племен» под командой честолюбивых проконсулов.

Одним из наиболее странных симптомов слепоты империализма является та беззаботность, с которой Великобритания, Франция и дру­гие империалистские нации становятся на этот путь. Великобритания пошла дальше всех. Большую часть тех сражений, которыми мы завое­вали нашу индийскую империю, вели наши войска, составленные из туземцев; в Индии, как в по­следнее время и в Египте, большие постоян­ные армии находятся под начальством британ­цев; почти все войны, связанные с покорением нами Африки, за исключением ее южной части, проведены для нас туземцами» *.

с. 151. «Как фактор практической политики либеральная партия в Германии, Фран-ции и Италии или исчезла, или обречена на бессилие. В Англии она ныне изобличена в явной и грубой измене основным принципам свободы и беспомощно ищет программ, которые послужили бы ей заменой принципов....Эта ка-питуляция перед империализмом означает, что делу либерализма они предпочли экономические интересы имущих и спекулятивных классов, к которым принадлежит большинство их ли­деров».

с 157. «Среди этого общего упадка парламентаризма «партийная система» явно р а з в а-л и в а е т с я, так как она выросла на почве разногла­сии в вопросах внутренней политики, которые мало значат по сравнению с требованиями и силой импе-риа лиама».

с. 158159. «Р е а к ц и я не только возможна, но и н еизбежна. Так как та часть нашей империи, которая Управляется деспотически, территориально все увеличи-

См- В. и. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 266. Ред.





































































396


валась, в Англию возвращалось все большее количеств людей, которые, в качестве солдат и гражданских чи-новников наших коронных колоний, протекторатов Индийской империи, получили воспитание согласно нравам и методам самодержавия; ним присоединялось множество купцов, плантато­ров, инженеров и надсмотрщиков, составлявших там высшую касту людей, которые жили искусствен­ной жизнью, лишенной всех сдерживающих здоровых начал обычного европейского общества; все эти люди приносили с собой нравы, чувства и мысли, воспитан­ные в них этой чуждой обстановкой».

Глава II (162—206) — бляга. Озаглавлена «Научная защита империализма» и посвящена «научному» (на деле пошло-либеральному) опровержению дарвинистских «биологических» и т. п. «научных оправданий» импе­риализма.

с. 204—205. «Если предположить возможность федеративного государственного строя европей­ских наций и их колоний, способного пре­дотвратить внутренние конфликты между ними, то этот мир христианских народов будет по­стоянно под угрозой со стороны «низших р а с» — черной и желтой, которые, овладев оружием и усвоив военную тактику, оставленные «цивили­зованными народами», смогут своими варвар­скими набегами разбить их точно так же, как более примитивные европейские и азиатские пле­мена разбили Римскую империю».

2 причины ослабляли силу старых империй: (1) «па­разитизм экономический»; (2) употребление войска из чужестранцев*.


• См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 266. Ред. ** Там же. Рed.


с. 205. «Первое есть обычай экономического пара­зитизма, в силу которого господствующее государств использует свои провинции, колонии и зависим страны для обогащения своего правящего класса для подкупа своих низших классов, чтобы они ост лись спокойными» **.


397


с. 205206. «Это роковое сочетание безумия и порока всегда способствовало в прошлом падению империй. Окажется ли оно роковым и для федерации европейских народов?

Очевидно, что да, если их коллективная сила будет использована для тех же паразит и-ч е с к и х целей и если белые расы, сбросив с себя труд в его наиболее тяжелых формах, будут

ЖИТЬ В КАЧЕСТВЕ МИРОВОЙ АРИСТОКРАТИИ ЭКСПЛУА­ТАЦИЕЙ «низших рас», отдавая вместе с тем под­держание порядка в мире все больше и больше в руки представителей этих же самых рас».

с. 207. «Анализ фактической истории современ­ного (NB понятие) империализма вскрыл то со­четание экономических и политических сил, которое его образует. Эти силы берут свое на-чало в эгоистических интересах определенных промышленных, финансовых и профессиональных слоев, ищущих личных выгод в политике импер­ской экспансии и использующих эту самую по­литику для защиты своих экономических, поли­тических и социальных привилегий от давления демократии».

к во­просу о «само-опре-деле-нии»

с. 210211 (примечание 2). «Как далеко под­тасовка мотивов может завести опытного политического мыслителя, можно видеть на при­мере поразительной аргументации про­фессора Гиддингса, который, рассуждая о «с о-г л а с и и управляемых», как условии управления, утверждает, что «если варварский народ принуждается принять власть более ци­вилизованного государства, то доказательством правомерности или несправедливости этого при-нуждения является вовсе не данное им согласие или оказанное им сопротивление при установ­лении этой власти, а исключительно степень вероятности того, что, полностью ознакомившись на опыте с тем, что правительство может сде-лать для поднятия подвластного населения более высокий уровень жизни, те, кото-рые поймут все, что было сделано, дадут


398


этиче­ский социа­лист 38

хорошо сказано!!

перл!

«финан­совый капитал»


свободное и разумное с о г л а-с и е» («Империя и демократия», с. 265). Профессор Гиддингс, по-видимому, не учи-тывает, что вся этическая сила этой любо­пытной доктрины ретроспективного согла-сия держится на акте суждения о степени вероятности того, что свободное и разумное согласие будет выражено, что его доктрина не дает никакой гарантии того, что сужде-ние это будет компетентным и беспристра­стным и что на деле она дает любому

НАРОДУ ПРАВО ЗАХВАТА И УПРАВЛЕНИЯ ТЕР­РИТОРИЕЙ любого другого народа на основа­нии самому себе приписываемых превосход­ства и квалификации для цивилизаторской работы».

с. 212213 (ответ защитникам империа­лизма «христианской» миссионерской дея­тельностью): «Каким способом мы можем сбалансировать обе суммы результатов? сколько весит христианство и цивилизация и сколькопромышленность и торговля? Таковы те любопытные вопросы, которые, по-видимому, нуждаются в ответе».

с. 214. «Он» (лорд Хью Сесиль в его речи 4 мая 1900 в «Обществе пропаганды Еванге­лия» (!!!)) «полагает, что, путем возвышения в нашем сознании важности миссионерского дела, мы до некоторой степени освятим дух империализма».

с. 224. «Контролирующей и руководящей силой всего процесса является, как мы видели, давление финансовых и промышленных мотивов) действующих в прямых непосредственных материальных интересах небольших, энер­гичных и хорошо организованных групп страны».

со стороны, издали смотрят и разжи­гают, как во время бурской войны

с. 227—228. «Джингоизм — это лишь не-облагороженное каким-либо личным уси-


399


ориги­нально!


лием, риском или жертвой вожделение зри­теля, наслаждающегося опасностями, страда-ниями и истреблением своих братьев, которых он не знает, но уничтожения которых он жаждет, обуреваемый слепым и искусственно возбужденным порывом ненависти и мести. джи нгоист весь поглощен риском и слепой Яростью борьбы. Трудность и утомительная монотонность похода, долгие периоды выжи­дания, тяжелые лишения, удручающая томи­тельность длительной кампании — все это не играет никакой роли в его воображении; моменты, облагораживающие войну, прекрас­ное чувство товарищества, которое воспиты­вается общей для всех опасностью, плоды дисциплины и самоотречения, уважение к лич­ности врага, мужество которого приходится признавать и в котором постепенно узнают человека, себе подобного, — все эти смяг­чающие моменты действитель­ной войны совершенно недоступ­ны чувствам джингоиста. Именно по этой причине некоторые друзья мира утверждают, что два наиболее могущественных фактора, сдерживающих милитаризм и войну, — это обязанность всех граждан отбывать военную службу и пережитый опыт вторжения.

...Вполне очевидно, что зрительное сладострастие джингоизма является весьма серьезным фактором империализма. Фальшивое драматизирование как войны, так и всей политики империалист­ской экспансии в целях возбуж­дения этой страсти в среде широких масс занимает немалое место в искусстве истинных организаторов империалистских подвигов — маленьких групп дельцов и политических деятелей, которые знают, чего хотят и как этого добиться. О слепленный действительным или мнимым ореолом военного геройства и блестящими претензиями на строительство империй,


400



sic!

джингоизм становится душой особого pода патриотизма, который можно двинуть какое угодно безумие или п р е -с т у п л е н и е».

«от­влечь»

с. 232—233. «Сфера, порождающая опасность конечно, гораздо шире империализма и охваты­вает всю область материальных ин­тересов. Но если анализ, данный в преды­дущих главах, правилен, то империализм является форпостом этих интересов: для фи- нансовых и спекулятивных классов он означает обделывание их личных дел за счет общества; для промышленников, работающих на экс­порт, и купцов — насильственное расшире­ние иностранных рынков и связанную с этим политику протекционизма; для чиновни­ков и профессиональных групп — широко раскрытые двери для почетной и выгод­ной службы; для церкви — укрепление ее авто­ритета и установление духовного контроля над широкими массами низших племен; для п о-литической олигархии — единст­венное действительное средство отвлече­ния сил демократии и перспектива блестящей политической карьеры в показной деятельности по строительству империй». с. 238. М-р Кидд, профессор Гиддингс и «фабиан­ские» (NB) империалисты мотивируют необходимость «контроля «цивилизованных» наций над тропиками» материальной необходимостью. Естественные богат­ства тропических стран «имеют жизненное значение для существования и прогресса западной цивили­зации... Отчасти благодаря простому росту населения в умеренном поясе, отчасти благодаря повышению уровня материальной жизни, эта зависимость стран умеренного климата от стран тропических должна возрастать». Все большие пространства тропиче­ских стран должны обрабатываться. Между тем благодаря свойствам, которые развивает жаркий климат в местных жителях, они не способны к про-грессу: они беспечны, у них не увеличиваются требности. «Сами туземцы не будут по собствен


401



>ле разрабатывать естественные богатства тропи­ков» (239).

с. 239240. «Говорят, что мы не можем оста­вить эти земли без обработки; наш долг позаботиться, чтобы они разрабатывались ради всеобщего блага. Но белые люди не могут «колонизировать» эти области и, селясь там, раз­рабатывать их естественные богатства трудом соб­ственных рук; они могут только орга­низовать труд туземцев и надзирать за ним. Этим путем они могут обучить туземцев разным промыслам и вызвать в них желание мате­риального и морального прогресса, прививая им новые «потребности», составляющие в каждом об­ществе основу цивилизации».

с. 251. «Одним словом, пока не существует подлин­ного международного совета, который мог бы обя­зать цивилизованную нацию воспитывать низшую расу, претензии на «доверие» представляют собою не что иное, как акт бесстыдного с а м о а в а it­с m в а».

(*)!! доверие (колонии «доверяют» обучить их, дове­ряют это «дело» метрополиям)!!

с. 253254. Трест главных европейских держав был бы эксплуатацией внеевропейских стран. Хозяйничанье европейцев в Китае «разоблачает в достаточной мере на фактах истории всю вздорность претензий, будто ино­странная политика христианского мира или составляю­щих его народов вдохновляется и определяется заботой о цивилизации... Если в отношении низших рас проводится какая-нибудь общая меж­дународная политика, то она вытекает не из морального доверия, а из коммерческой «с д е л к и»».

(((К вопросу о Соединенных Штатах Европы!!)))

с. 259260. «Самая значительная и в конечном

счете наиболее важная борьба в Южной Африке —

это борьба между политикой Базутолэнда и полити-

кой Иоганнесбурга и Родезии, так как именно


402


в этой борьбе мы явственно видим разницу между «здоровым)) империализмом, посвятив­шим себя покровительству, воспитанию и самораз­витию «низшей расы», и «нездоровым» и м-п ер иализмом, который обрекает эти расы на экономическую эксплуатацию со стороны белых колонистов, пользующихся ими, как «живым ин­струментом», а их землями, как хранилищами руды или других прибыльных сокровищ». с. 262 (примечание). «В Британском протекторате Занзибара и Пембы рабство, однако, еще сущест­вует и британские суды признают это положение»... Освобождение идет слишком медленно, в этом заинтересованы многие. «Из 25 000 рабов, примерно числившихся в Пембе, пока освобождено по декрету менее 5 000».

((1897—1902))

Декрет султана об освобождении рабов издан в 1897 г., а это заявление сде­лано в 1902 г., 4 апреля, на митинге «Общества борьбы с рабством».

с. 264. «Фактическая история империализма, в отличие от колониализма, ярко иллюстрирует эту тенденцию» (тенденцию заставлять туземцев эксплуатировать их земли на нашу пользу).

с. 265. «В большинстве стран света чисто или опре­деленно коммерческий интерес и образ действий создали то ядро, из которого вырос империализм; первые торго­вые поселения превратились в промышленные поселки, вокруг которых выросли концессии на землю и на минеральные богатства; промышленный поселок требовал вооруженной силы для своей за­щиты, для обеспечения новых концессий и для пресе­чения и кары за всякие нарушения соглашений и по­рядка; большее значение начинают приобретать другие интересы, политические и религиозные, и прежнее тор­говое поселение приобретает более ярко выражен­ный политический и военный характер, бразды правле­ния обычно переходят о т компании к государству, неясно выраженный протекторат постепенно приобре-тает форму колонии».


403


с. 270. Местных жителей силой заставляют работать на промышленные компании; иногда это делается под видом организации «милиции» из местных жи­телей, которая якобы служит для защиты страны, ко на деле должна работать па европейские про-мышленные компании.

с. 272. К берегу пристает лодка, бусами и побря­кушками приманивают вождя, который за эти по­дарки ставит знак на «договоре», смысла которого он не понимает. Договор подписывает перевод­чик и авантюрист, приехавший в страну, и страна считается отныне союзницей (колонией) той стра­ны, откуда приехавший родом, Франции или Ан­глии.

с. 280. Там, где отменено прямое рабство, налоги служат средством заставить туземцев поступать на работу. «Эти налоги нередко применяются так, чтобы отнять у туземцев их земли, принудить их продавать свою рабочую силу и даже довести их до восстаний, за которыми следуют массовые конфискации».

с. 293. «Но до тех пор, пока белым фермерам или бе­лым владельцам рудников, близоруким в своих узко­коммерческих интересах, предоставляется возможность с помощью действий, предпринятых либо за свой соб­ственный риск, либо путем давления на колониальное или имперское правительство, вторгаться в территории, занятые «низшими расами», и присваивать для своих частных выгод их землю или труд, — первый принцип «здорового» империализма нарушается, и фразы относи­тельно обучения «благородному труду» и подготовки «младенческих» рас к зрелому возрасту, независимо от того, произносятся ли они директора­ми горнопромышленных компаний или государствен­ными деятелями в палате общин, являются немногим лучше, чем непристойными образцами лицемерия. Они основаны на фальсификации фактов и извращении мотивов, которые в действительности определяют по­литику».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: