Актуализация опорных знаний.
1. Дайте определение понятиям «социология» и «политология»?
2. В чем взаимосвязь социологии и политологии?
3. Функции социологии и политологии.
4. Перечислите методы социологического исследования.
5.Что дает знание социологии и политологии современному человеку, в том
числе работнику медицины?
План лекции.
1. Человек, индивид, личность. Социализация личности. Агенты и
институты социализации.
2. Социальные статусы и социальные роли. Виды социальных
статусов и ролей.
3. Социальные общности и социальные институты как главные
элементы социальной структуры.
4. Социальное поведение и его факторы. Девиантное поведение и его
виды.
5. Культура. Социальные ценности и нормы. Роль культуры в
обществе.
Закрепление изученного материала.
1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность». Что объединяет данные понятия? А что различает?
2. Что представляет собой процесс социализации?
3. Что такое социальный статус и социальная роль? В чем взаимосвязь
этих понятий?
4. Назовите главные элементы социальной структуры.
5. Что такое социальное поведение? Как называют поведение
отклоняющее от социальных норм?
6. Что дает личности культура?
Проблемное задание к теме: «Личность и общество»
Сравните 2 концепции:
В современной цивилизации подумайте, как определить социальные отношения. 1 точка зрения – «Общество стоит над личностью» (Карл Маркс), 2 точка зрения – «Личность стоит над обществом» (Макс Вебер).
По какому пути развивается наше современное Российское общество? Выберите одну из концепций и обоснуйте свое мнение.
Человек, индивид, личность. Социализация личности.
Агенты и институты социализации.
Понятие «Личность» рассматривают многие науки, в том числе психология и философия. Впервые понятие «личность» появляется в философских знаниях. В античном мире это понятие было еще неизвестно. В средневековой философии личность понималась как сущность Бога. В новоевропейской философии личность понималась как гражданин. В философии романтизма личность понималась, как герой. В современной философии личность представляется как внутреннее определение единичного существа и его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Психологи, как правило, различают личность и индивидуальность. Индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других. Если понятие "личность" трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных от других особей свойств, то личность то же самое, что индивидуальность. При других трактовках эти понятия различаются. А именно, личность в узком смысле – человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. В социологии выделяют три понятия связанные с понятием «личность». Это «индивид», «человек» и само понятие «личность».
(4)
Различия между понятиями человека, индивида и личности.
Личность | человек как носитель определенных, неповторимых черт |
Индивид | один из представителей рода людей, отдельный человек |
Человек | собирательный образ человеческого рода в целом |
(5)
Каждый человек, с одной стороны – индивид, а с другой – личность. И если понятия «человек» и «индивид» объединяет всех людей, то «личность» отличает их друг от друга.
Философия, психология и социология неразрывно связаны друг с другом, так как, науки социология и психология вышли именно из философии. Не так давно появилась новая дисциплина, объединяющая эти науки – Социальная психология — это раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, самоутверждаться среди других людей и становится личностью т.е. проходить этапы социализации.
(6)
1. Социализация – процесс вхождения индивида в общество. 2. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. 3. Социализация – процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. |
(7)
Общество – это большая группа людей, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность и воспроизводство человека. |
Социализация проходит по двум взаимопереплетающимся направлениям.
(8)
Двусторонний процесс социализации индивида
ЧЕЛОВЕК |
ОБЩЕСТВО |
социализация |
субъектобщественной жизни |
объектобщественного воздействия |
2. участие в жизни общества |
1. усвоение социально-культурного опыта |
В жизни человека выделяют следующие стадии социализации:
(9)
Стадии социализации (жизненные циклы):
Первичная стадия | Вторичная стадия |
детство | юность | зрелость | старость |
Начальная (ранняя) социализация | Продолженная (зрелая) социализация |
(10)
Сфера межличностных отношений | Сфера социальных отношений | |
Родители; братья; сестры; бабушки; дедушки; сверстники; учителя; врачи; лидеры молодежный группировок. | Агенты социализации | Представители администрации школы, ВУЗа, предприятия, армии, полиции, государства, сотрудники телевидения, печати.... |
Семья, дошкольные учреждения, школа, спортивные секции | Институты социализации | Производство, государство, армия, суд, средства массовой информации |
В процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходит накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению, обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.