Роль культуры в обществе

(24)

    Каждое общество обладает культурой.  

    Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

Культура


Материальные ценности общества   Духовные ценности  общества

                     

 

– средства производства                                      – знания и язык

– жилища, предметы быта                                    – социальные ценности

– храмы и монастыри                                            – социальные нормы

– библиотеки и книги                                           – мифы и религии

– картинные галереи и т.д.                                  – искусство и т.д.

     Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие

элементы, относящиеся к духовным ценностям общества – социальные

ценности и нормы.

Поведенческие элементы во многом определяют не только характер   

взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам

д у х общества в целом, его своеобразие и отличие от других социумов. Не

это ли своеобразие имел в виду поэт А.С. Пушкин, когда восклицал: «Там

русский дух…, там Русью пахнет!».

(25)

Социальные ценности и социальные нормы общества

Поведенческие подсистемы духовной культуры общества
Социальные ценности
Социальные нормы
  общезначимые и наиболее значимые идеалы и цели людей в данном обществе     патриотизм, законопослушность, частная собственность, трудолюбие, богатство, дружба…
  регуляторы поведения и совместной жизни людей в данном обществе   естественно           специально сложившиеся      установленные    образцы                правила             поведения           поведения  
например
Неформальные  
Формальные  
Моральные нормы  
Правовые нормы  

Социальные ценности вытекают из общепризнанных представлений о

том, что хорошо, что плохо; что есть добро, а что – зло; чего следует

добиваться, а чего избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства

людей, социальные ценности как бы переопределяют их отношение к тем

или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

    В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только

ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в

других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самые

регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. 

Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Наиболее наглядно это роль проявляется в следующих четырех взаимосвязанных функциях культуры. 

(26)

Функции культуры
Воспитательная
Регулирующая
Образовательная
Объединяющая

    1. Образовательная состоит в том, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знания, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает самостоятельного творчества и эрудицию.

   2.Воспитательная имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начинают понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.

         3. Регулирующая тесно связана с воспитательной. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

         4. Объединяющая функция культуры обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе.

При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляют к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащение культуры, преемственность поколений и культурно-исторического единства общества.

(27)

Вывод: таким образом, общество – это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение.

(28)


Закрепление изученного материала

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность». Что объединяет данные понятия? А что различает?

    2. Что представляет собой процесс социализации?

    3. Что такое социальный статус и социальная роль? В чем взаимосвязь этих понятий?

    4. Назовите главные элементы социальной структуры.

    5. Что такое социальное поведение? Как называют поведение отклоняющее от социальных норм?

    6. Что дает личности культура?

(29)

Задание на дом.

I. Рефераты по темам:

    1. Семья как ценность и социальный институт.

    2. Отклоняющиеся формы поведения.

II. Проблемные задания для обсуждения на практическом занятии.

    1. Личность и общество: проблема их оптимального взаимодействия.

    2. Значение самореализации личности для профессии медицинского

         работника.

    3. Негативная и позитивная формы свободы личности.

    4.Самореализация личности и смысл жизни.

    5. Пути повышения личного и социального статусов индивида.

    6. Становление социального «Я» личности.

    7. Студенчество как социальная группа.

    8. Средства массовой информации как социальный институт.

    9. Спорт как социальный институт.

    10. Культура как важнейший фактор социализации.

(30)

Литература.

1. Кравченко А.И. Основы социологии. Уч. пос. для студентов ср. спец. уч.

зав.- Екатеринбург: Деловая книга, М., 2018. с.23-28.

2. Кравченко А.И. Социология и политология. Уч. пос. для студентов ср.

спец. уч. зав. – Академический             проект, М.,2018.с. 46-53.

3. Куликов Л.М., «Основы социологии и политологии». Уч. пос. для

студентов ср. спец. уч. зав. – Статистика, М.,2018.с.41-47.

4. http: //sociopolit.ru.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: