Упражнение №5 «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.

  Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

 Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка (бытовая техника)

 Муравейник — нора — логово — берлога

 Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл

 Глина — шерсть — дерево — пластмасса

 Двойка — тройка — пятёрка — единица

 Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

 Салат — каша — борщ — запеканка

 Топор — лопата — пила — отвёртка

 Серьги — браслет — цепочка — кулон

 Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

 Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

 Клюв — перья — крылья — коготки

 Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение № 6.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван (мебель)

 Творог, сыр, масло (молочные продукты)

 Врач, повар, лётчик(профессии)

 Сок, кефир, компот(-------------------)

 Шишка, жёлудь, орех(___________________)

 Корабль, лодка, яхта(_______________________)

 Паровоз, электричка, трамвай(____________________)

 Книга, альбом, блокнот(_________________________)

 Торшер, бра, настольная лампа(_______________________)

 Сосиски, колбаса, котлета(________________________________)

 Земляника, клюква, малина (___________________________)

 Сыроежка, лисичка, подберёзовик (____________________________)

 Сосна, берёза, липа (________________________________)

 Жасмин, шиповник, сирень(____________________________)

Дождь, ветер, иней(_________________________________)

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «Что  бывает длинным?» (нитка, лента,  веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

 Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

Цель: развитие воображения, мышления.

Задание: рассказать, во что превратится

Стул без спинки______________

Чашки без ручки ______________

Мороженое без холодильника ____

Всадник без лошади ____________

Дерево без веток ______________

Стол без ножек________________

Диван без спинки _____________

Самолёт без крыльев___________

Книга без страниц _____________

Подушка без перьев ___________

Спички без серы ______________

Снеговик без холода___________

Телевизор без электричества____

Карандаш без грифеля _________

Кофта без рукавов_____________

Кепка без козырька ___________

Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

 Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

 Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение №10 «Закончи предложение»

 Цель: развитие мышления.

Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

 Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить)

 Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (-----------).

 Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (------------------------------).

 Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (-----------------------------).

 Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (------------------) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

 Цель: развитие мышления, внимания.

 Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить Храбрость

Знаменитый Мелкий

Подниматься Молчать

Встречать Открывать

Ругаться Широкий

Мягкий Легко

Темно Грязно

Толстый Гладкий

Полный (стакан) Добрый

Искать Ругать

Старый (диван) Шершавый

Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный

Молодой

Упражнение № 12.

 Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.

 Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

Цель: развитие операции анализа, синтеза. Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________.

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

 Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.

Игра «Главное и второстепенное»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: