Упражнение №4 «Подбери слово»

ТЕМА: «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ».

 

                             ХОД ЗАНЯТИЯ:

Введение. Рассмотрение понятия мышление. Виды мышления.-5 мин.

Развитие словесно - логического мышления. Игры.-10 мин.

Развитие внимания. Обобщение. Выполнение логических заданий.-10 мин.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса.-15 мин.

Развитие воображения и фантазии.-10мин.

Игры и упражнения на развитие скорости и точности реакции, координацию движений.-10 мин.

Игры в ассоциации.-10мин.

Логические загадки.-15 мин.

Подведение итогов занятия.-5 мин.

1.Мышлениенаиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мышленияраскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышлениярасширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.

Последовательные ступени интеллектуального развития:

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.

 Задачи на поиск общего,  на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев,

Словесно-логическое мышление.











Упражнение № 1.

  Цель: развитие словесно-логического мышления

 Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы к 8 Марта.

Щетка___________. Иголка______________. Лопата_______________.

Лейка___________. Грабли______________. Нож_________________.

Лифт__________. Холодильник________. Гвоздь________________.

Миксер_________. Ракетка_____________. Тачка_________________.

Банка___________. Мясорубка___________. Весло_________________.

Упражнение № 2.

Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк.

               Огурец, морковь, трава.

                  Халат врача, помидор, снег.

Форма: телевизор, книга, колесо.

                    Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон.

                      Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка.

                   Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье.

                Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга.

                Мясорубка, перышко, гантеля.

 

Упражнение № 3.

  К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

 Пример: стрелка — часы,  колесо —? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина»,  потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-... (------------)

паровоз-вагон, конь-...(---------------)

бежать-стоять, кричать-...(----------------)

песня-певец, самолет-...(--------------------)

карандаш-рисунок, буквы-...(слова, ---------------------)

птица-воздух, рыба-...(---------------)

машина-дорога, воздух-...(--------------------)

корова-теленок, лошадь-...(-------------------)

яйцо-скорлупа, картофель-...(---------------------)

ложка-каша, вилка-...(--------------------).

Упражнение №4 «Подбери слово»

 Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор

Коньки - зима, лодка-...(--------------------)

собака-шерсть, щука-...(-------------------------)

ухо - слышать, зубы-...(-------------------------)

чай-сахар, суп-(-----------------------)

дерево-сук, рука-...(________________)

дождь-зонтик, мороз-...(_---------------)

пчела-мед, корова-...(------------------------)

школа-обучение, больница-...(--------------------)

нож-сталь, стол-...(----------------------------)

хлеб-пекарь, дом-...(---------------------------)

пальто-пуговица, ботинок-...(---------------------------)

нога-сапог, рука-...(-------------------------)

вода-жажда, пища-...(-------------------------)

электричество -провода, пар-(---------------------)

лимон - кислый, сахар-...(-------------------)

камень - тяжелый, перышко-...(----------------------)

машина-дорога, корабль-... (-----------------------)

птица-клюв, слон-...(------------------------)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: