ТЕМА: «СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Введение. Рассмотрение понятия мышление. Виды мышления.-5 мин.
Развитие словесно - логического мышления. Игры.-10 мин.
Развитие внимания. Обобщение. Выполнение логических заданий.-10 мин.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса.-15 мин.
Развитие воображения и фантазии.-10мин.
Игры и упражнения на развитие скорости и точности реакции, координацию движений.-10 мин.
Игры в ассоциации.-10мин.
Логические загадки.-15 мин.
Подведение итогов занятия.-5 мин.
1.Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
|
|
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.
Последовательные ступени интеллектуального развития:
1.Наглядно-действенное мышление
2.Наглядно-образное мышление
3.Словесно-логическое мышление.
1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
|
|
3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.
Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев,
Словесно-логическое мышление.
Упражнение № 1.
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.
Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы к 8 Марта.
Щетка___________. Иголка______________. Лопата_______________.
Лейка___________. Грабли______________. Нож_________________.
Лифт__________. Холодильник________. Гвоздь________________.
Миксер_________. Ракетка_____________. Тачка_________________.
Банка___________. Мясорубка___________. Весло_________________.
Упражнение № 2.
Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
Форма: телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка
Величина: бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка
Материал: банка, кастрюля, рюмка.
Альбом, тетрадь, ручка
Вкус: конфета, картошка, варенье.
Торт, селедка, мороженое
Вес: вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантеля.
Упражнение № 3.
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо —? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (------------)
паровоз-вагон, конь-...(---------------)
бежать-стоять, кричать-...(----------------)
песня-певец, самолет-...(--------------------)
карандаш-рисунок, буквы-...(слова, ---------------------)
птица-воздух, рыба-...(---------------)
|
|
машина-дорога, воздух-...(--------------------)
корова-теленок, лошадь-...(-------------------)
яйцо-скорлупа, картофель-...(---------------------)
ложка-каша, вилка-...(--------------------).
Упражнение №4 «Подбери слово»
Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор
Коньки - зима, лодка-...(--------------------)
собака-шерсть, щука-...(-------------------------)
ухо - слышать, зубы-...(-------------------------)
чай-сахар, суп-(-----------------------)
дерево-сук, рука-...(________________)
дождь-зонтик, мороз-...(_---------------)
пчела-мед, корова-...(------------------------)
школа-обучение, больница-...(--------------------)
нож-сталь, стол-...(----------------------------)
хлеб-пекарь, дом-...(---------------------------)
пальто-пуговица, ботинок-...(---------------------------)
нога-сапог, рука-...(-------------------------)
вода-жажда, пища-...(-------------------------)
электричество -провода, пар-(---------------------)
лимон - кислый, сахар-...(-------------------)
камень - тяжелый, перышко-...(----------------------)
машина-дорога, корабль-... (-----------------------)
птица-клюв, слон-...(------------------------)