Проектная технология на уроках литературы в школе

Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов. Наибольшее развитие проектные технологии получили в практике средней школы.

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе.

Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика[4].

По вопросу возникновения метода, и о его основоположниках мнения расходятся. Так, Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомова связывают рождение метода проектов с именем американского философа и педагога Джона Дьюи (1859-3952 гг.), Б.М. Назаренко называет основоположником данного метода B. Килпатрика, американские педагоги (Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Дж. С. Холл) считают основателем метода Р. Стимсона[5].

В.Н. Стернбергом в диссертации «Теория и практика метода проектов в педагогике XX века» было проведено исследование в области истории метода проектов. Эта работа посвящена подробному историческому анализу метода проектов и показывает, что уже на протяжении почти шести веков проектирование является одним из самых актуальных методов обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов. Он установил, что истоки метода проектов следует искать в Италии в конце XVI в. Изначальной целью студенческих учебных проектов было «…введение студентов в систему профессиональных требований». В 1671 г. Идея проектирования приобрела статус педагогического метода на базе Королевской Академии архитектуры в Париже, а с 1702 г. Соревнование проектов включено в расписание как основная форма обучения[6].

Методом обучения проектная технология стала уже на втором этапе своего развития, в 1765-1830 гг.

В конце XIX в. Зародились новые педагогические тенденции, названные в истории науки реформаторской педагогикой, ставшей альтернативой для так называемого педагогического традиционализма. Метод проектов явился средством для достижения новых целей образования. Благодаря Д.Д. Рункелю и К.М. Вудворту в 1879 г. Метод проектов был перенесен в среднюю школу.

Третий период в развитии метода проектов можно отнести к рубежу XIX и XX столетий (1880-1915 гг.). В педагогике в этот период идет активный процесс дальнейшего развития теорий и систем с новыми подходами к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.

К началу ХХ в. Метод проектов получает распространение во всем мире, появляется множество экспериментальных школ, в которых обучение строится как по методу проектов, так и на основе других его разновидностей. Большинство отечественных ученых-педагогов начала ХХ в. Отмечали в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, творчество, коллективизм.

Последний период развития метода проектов длится с 1965 г. По настоящее время, берет свое начало в Германии в трудах И. Бастиона, Б. Бутмара, X. Гудьенса, Г. Гейслера, Ф. Фрейя, Г. Краута, М. Кмолля и др. Этот период связан с переосмыслением проектной идеи и дальнейшим ее распространением в образовании.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи[7].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:

· Ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;

· Ученики умеют применять теорию на практике;

· Ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;

· Ученики умеют вести исследовательскую деятельность;

· Ученики развивают системное мышление.

В общем виде структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения включает в себя:

· Подготовка;

· Непосредственная разработка проекта;

· Оформление итогов;

· Презентация;

· Рефлексия.

Существует несколько классификаций проектов. Например, выделяют исследовательские (исследование, основанное на решение научной проблемы), информационные, творческие (не имеют чёткой структуры), социально-ориентированные проекты (несут теоретическую и практическую пользу для общества). Также проекты можно разделить на другие группы: по продолжительности: краткосрочные (один или два урока), среднесрочные, долгосрочные (в основном, они проводятся во внеурочное время); по интеграции – проект выполняется с использованием информации только одного предмета или же нескольких; по количеству участников – проекты выполняются либо индивидуально, либо коллективно, либо в группе.

Теперь рассмотрим применение проектной технологии на уроках литературы.

Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ребенок, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Но многие функции литературы – познавательная, эстетическая, социализирующая, воспитательная остаются невостребованными[8].

В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной; в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Это значит, что они могут занять достойное место в практике обучения литературе в школе. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.

К созданию проектов по литературе ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства. Следует учитывать, что, чем старше становятся учащиеся, тем сложнее должны быть проектные задания. Так, например, в седьмом классе ученики не только самостоятельно изучают произведение, но и рассматривают его в контексте эпохи.

Каким бы ни был объект исследования проекта, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими.

Исходя из сказанного, мы можем сделать следующий вывод: проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: