Изучение творчества Осоргина, анализ его произведений помогают выявить особенности внутреннего мира человека, находящегося на стыке эпох. М. А. Осоргин интересен как писатель, чье внутреннее становление связано с напряженными нравственно-эстетическими поисками, с активными попытками самоопределения.
В методических рекомендациях В. Я. Коровиной к изучению рассказа «Пенсне» в 8 классе сразу же говорится о том, что знакомство с М. А. Осоргиным у восьмиклассников происходит впервые. Исходя из этого, учитель должен подробно рассказать о жизни и творчестве этого писателя: «Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми и помогали ему в самые трудные минуты. Вспоминались ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа, он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей любви к книгам и о ранних писательских опытах»[14].
Изучив биографию писателя, школьники переходят к чтению и анализу рассказа «Пенсне»: «Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище… Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю. Продолжим чтение с учащимися и придумаем, если восьмиклассники обладают воображением, каждому предмету свою историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель. Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?».
Учитель должен обратить внимание на то, сюжет и финал рассказа, его смысл («Чем заканчивается рассказ? Каковы рассуждения автора? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?»). Также ученики должны поделиться тем, понравился ли им рассказ и чему он их научил, что они думали, читая его («Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом?»). Рассказ должен призвать учеников поразмышлять и помечтать о жизни вещей и предметов в окружающем нас мире.
В итоге, можно сделать вывод, что при изучении биографии и творчества М. А. Осоргина рассматривается только один рассказ – «Пенсне». Можно с уверенностью говорить о том, что изучение это обзорное и не помогает ученикам в полной мере прочувствовать и понять жизнь и творчество автора, так как не затрагивает разные его стороны. И в данной ситуации мы упускаем очень важный момент – одну из сторон – в творчестве писателя: Осоргин являлся активным масонским деятелем, и масонская тема была не последней в его творчестве.
Повесть «Вольный каменщик» несомненно имеет прямое отношение к мемуарной прозе и теме масонов. Объясняю, почему. Осоргин являлся эмигрантом, а в 1914 году его освятили в итальянскую ложу масонов. Из его биографии нам известен и тот факт, что он также являлся и основателем масонской ложи под названием «Северные братья» и был одним из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции. Вклад Осоргина в развитие масонства очень велик, и он смог воспитать огромное количество учеников.
Для Осоргина «Вольный каменщик» являлся особым, по-своему важным произведением, которое стало для него неким переломным моментом в его творчестве. Поэтому очень важно познакомить учеников с биографией и творчеством писателя и плавно перейти к изучению мемуарной прозы. При помощи биографии писателя можно легко подвести учеников к повести «Вольный каменщик» через указание на некоторые биографические сведения жизни М. А. Осоргина, а в частности, эмигрантский период и его отношение к масонской ложе. Судьба писателя и судьба главного героя повести Егора Тетёхина перекликаются. Исторические события, повлиявшие на Тетёхина, вынудили его покинуть страну и стать эмигрантом, поселившись во Франции. М. А. Осоргин как эмигрант начал свою жизнь сначала в Берлине, а затем в 1923 году переселился в Париж и там обосновался уже окончательно. На это и нужно обратить внимание при изучении данного произведения.
Изучение этого произведения возможно с помощью проектной технологии, что мы и рассмотрим в следующем параграфе.