Методика изучения творчества М. А. Осоргина

Изучение творчества Осоргина, анализ его произведений помогают выявить особенности внутреннего мира человека, находящегося на стыке эпох. М. А. Осоргин интересен как писатель, чье внутреннее становление связано с напряженными нравственно-эстетическими поисками, с активными попытками самоопределения.

В методических рекомендациях В. Я. Коровиной к изучению рассказа «Пенсне» в 8 классе сразу же говорится о том, что знакомство с М. А. Осоргиным у восьмиклассников происходит впервые. Исходя из этого, учитель должен подробно рассказать о жизни и творчестве этого писателя: «Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми и помогали ему в самые трудные минуты. Вспоминались ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа, он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей любви к книгам и о ранних писательских опытах»[14].

Изучив биографию писателя, школьники переходят к чтению и анализу рассказа «Пенсне»: «Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище… Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю. Продолжим чтение с учащимися и придумаем, если восьмиклассники обладают воображением, каждому предмету свою историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель. Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?».

Учитель должен обратить внимание на то, сюжет и финал рассказа, его смысл («Чем заканчивается рассказ? Каковы рассуждения автора? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?»). Также ученики должны поделиться тем, понравился ли им рассказ и чему он их научил, что они думали, читая его («Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом?»). Рассказ должен призвать учеников поразмышлять и помечтать о жизни вещей и предметов в окружающем нас мире.

В итоге, можно сделать вывод, что при изучении биографии и творчества М. А. Осоргина рассматривается только один рассказ – «Пенсне». Можно с уверенностью говорить о том, что изучение это обзорное и не помогает ученикам в полной мере прочувствовать и понять жизнь и творчество автора, так как не затрагивает разные его стороны. И в данной ситуации мы упускаем очень важный момент – одну из сторон – в творчестве писателя: Осоргин являлся активным масонским деятелем, и масонская тема была не последней в его творчестве.

Повесть «Вольный каменщик» несомненно имеет прямое отношение к мемуарной прозе и теме масонов. Объясняю, почему. Осоргин являлся эмигрантом, а в 1914 году его освятили в итальянскую ложу масонов. Из его биографии нам известен и тот факт, что он также являлся и основателем масонской ложи под названием «Северные братья» и был одним из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции. Вклад Осоргина в развитие масонства очень велик, и он смог воспитать огромное количество учеников.

Для Осоргина «Вольный каменщик» являлся особым, по-своему важным произведением, которое стало для него неким переломным моментом в его творчестве. Поэтому очень важно познакомить учеников с биографией и творчеством писателя и плавно перейти к изучению мемуарной прозы. При помощи биографии писателя можно легко подвести учеников к повести «Вольный каменщик» через указание на некоторые биографические сведения жизни М. А. Осоргина, а в частности, эмигрантский период и его отношение к масонской ложе. Судьба писателя и судьба главного героя повести Егора Тетёхина перекликаются. Исторические события, повлиявшие на Тетёхина, вынудили его покинуть страну и стать эмигрантом, поселившись во Франции. М. А. Осоргин как эмигрант начал свою жизнь сначала в Берлине, а затем в 1923 году переселился в Париж и там обосновался уже окончательно. На это и нужно обратить внимание при изучении данного произведения.

Изучение этого произведения возможно с помощью проектной технологии, что мы и рассмотрим в следующем параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: