КУРСОВАЯ РАБОТА
«Изучение прозы М. А. Осоргина в школе с применением проектной технологии»
студентки 4 курса группы РЛ-16-1
Специальность / Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое
образование (с двумя профилями). Бакалавриат
Специализация / Профиль: Русский язык и литература
Логиновой Юлии Дмитриевны
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Н.А. Бражкина
_________________ ____________/_____________
(оценка цифрой и прописью) (подпись науч. рук--ля / расшифровка подписи)
_________________ _____________
(количество баллов) (дата)
_________________ № __________
(дата) (журнал регистрации)
_______________________________
(должность регистрирующего)
______________/________________
Ульяновск, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе………………………………………………………………………………5
1.1. Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе………………………………………………...5
1.2. Проектная технология на уроках литературы в школе……………..8
Глава 2. Теоретические основы изучения произведения «Вольный каменщик» М. А. Осоргина в школе……………………………………………………..…..14
2.1. Особенности творчества М. А. Осоргина……………………….…..14
2.2. Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях. «Вольный каменщик» в обзоре русской критики……………………………………15
Глава 3. Изучение творчества М. А. Осоргина в школе с применением проектной технологии…………………………………………………………...19
3.1. Обзор произведений М. А. Осоргина, изучаемых в школе………..19
3.2. Методика изучения творчества М. А. Осоргина……………………19
3.3. План-сценарий урока в 11 классе на тему «Масонство в творчестве М. А. Осоргина. Автобиографичная повесть “Вольный каменщик”» с применением проектной технологии…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Введение
В этой курсовой работе мы рассмотрим творчество М. А. Осоргина с точки зрения методики. Мы посмотрим, какие произведения этого автора изучаются в школе, а также узнает, как современные образовательные технологии могут помочь в освоении его творчества школьниками.
Актуальность данной работы определяется необходимостью подробнее познакомиться с произведениями автора и тем, какую роль они могут сыграть в образовательном процессе. Многогранное творчество М. А. Осоргина на данный момент изучено лишь с нескольких сторон, и перед нами стоит цель: посмотреть на то, как и какие из этих граней преподносят ученикам.
Объект исследования: современные образовательные технологии на уроках литературы в школе.
Предмет исследования: изучение повести «Вольный каменщик» на уроках литературы с применением проектной технологии.
Цель данной работы состоит в том, чтобы применить современные образовательные технологии, а именно проектную технологию, в учебном процессе при изучении творчества М. А. Осоргина для более эффективного освоения материала.
Задачи:
· Изучить современные образовательные технологии, а в частности их применение на уроках литературы;
· Разобраться в том, что такое проектная технология и как она применяется на уроках литературы;
· Исследовать творчество М. А. Осоргина с точки зрения методики;
· Создать план-сценарий к уроку с применением проектной технологии.
Практическая значимость заключается в его применении на уроках литературы в школе для более эффективного учебного процесса.
Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе
В настоящее время школа нацелена на то, чтобы учащиеся получали современное, качественное образование. Возникает вопрос: чем должен овладеть ученик в стенах школы? Конечно же, умением учиться. У него должны сформироваться универсальные учебные действия – УУД. А чтобы их реализовать, учителя применяют на практике различные методы, в число которых входят образовательные технологии. Они служат для осуществления познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.
Чтобы говорить о роли и значении современных образовательных технологий, сначала нужно понять, что такое «технология», и дать определение современных образовательным технологиям.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве[1]. Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Говоря о технологии, можно привести в пример слова П. И. Пидкасистого, который говорил, что технология – это направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками[2].
Г. М. Коджаспирова: «Технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат».
Г. М. Коджаспирова также даёт определение современным образовательным технологиям. По её мнению, образовательные технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат[3].
Из всего вышесказанного можно дать следующее определение образовательным технологиям: образовательная технология – это процессная система по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата.
Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, обеспечивать интеллектуальное развитие учеников, эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности учащихся; они позволяют достигать целей, поставленных программой и стандартом образования по конкретному предмету. Также современные образовательные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс.
Используя современные образовательные технологии в учебном процессе, можно решить ряд важных проблем. Например:
· Изменить характер взаимодействия между учеником и учителем. В случае применения образовательных технологий в учебном процессе ученик и учитель становятся партнёрами, единомышленниками, равноправными членами одной команды;
· Повысить мотивацию учебной деятельности. Благодаря внедрению в учебный процесс различных видов деятельности повышается качество образования;
· Перейти от учения как функции запоминания к учению как процессу интеллектуального развития.
Опираясь на вышеперечисленные проблемы, которые решают образовательные технологии, можно расширить термин: образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам этого процесса.
Существуют следующие образовательные технологии, которые отвечают особенностям новых стандартов:
· Технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
· Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
· Технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
· Технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
· Технологии, основанные на развивающем обучении;
· ИКТ;
· Игровые технологии;
· Здоровьесберегающие технологии.
Вывод: инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.