Лабораторная работа №14
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СИГНАЛОВ, ПОДКЛЮЧЕНИЕ СИГНАЛОВ.
Цель работы: приобретение практических навыков проверки и регулировки звуковых сигналов автомобилей ВАЗ – 2121, ВАЗ – 2107, изучение основных неисправностей звуковых сигналов и способов их устранения.
Содержание работы: внешний осмотр, регулировка звуковых сигналов, способы устранения основных неисправностей звуковых сигналов.
Оборудование: набор отверток для регулировки сигналов, стенд «Звуковые сигналы», плакаты, звуковые сигналы.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Устройство. Принцип работы. Схемы управления
Звуковые сигналы предназначены для обеспечения безопасности движения автомобилей. Их используют для оповещения пешеходов и водителей о приближении автомобиля или о состоянии его рабочих агрегатов. Звуковые сигналы включаются также в противоугонные системы.
Звуковые сигналы по характеру звучания подразделяют на шумовые и тональные, по устройству - на рупорные и безрупорные, по роду тока - на сигналы постоянного и переменного тока. По принципу действия различают электрические вибрационные и электропневматические звуковые сигналы. Звуковое давление должно быть в пределах 85-125 дБ.
По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга. Шумовые безрупорные звуковые сигналы имеют упрощенную конструкцию и настроены на один музыкальный тон. Наиболее широко распространены электрические вибрационные звуковые сигналы сравнительно малой мощности (40-60 Вт), обладающие хорошим звучанием.
Один вывод безрупорного шумового сигнала постоянного тока С304 соединен с аккумуляторной батареей, а второй с выключателем, замыкающим цепь электроснабжения обмотки 15 (рис. 8.44) электромагнита с сердечником 13 на «массу». При включении сигнала электромагнит притягивает якорь 17, вместе с которым перемещается мембрана 18 с резонатором 19. В конце хода якорь нажимает на пружинную пластину 5, размыкая контакты 9 прерывателя. Цепь электроснабжения электромагнита обесточивается, и под действием упругой силы мембрана движется в обратном направлении, вновь замыкая
2
контакты 9 прерывателя. Далее цикл движения якоря с мембраной периодически повторяется.
Рис. 8.44. Безрупорный шумовой сигнал:
1 - крышка; 2 - шлиц для регулировки; 3 - прижимная шайба; 4 - шпоночный выступ; 5 - пружина прерывателя; 6 — пружина регулировочного винта; 7 - регулировочный винт; 8 - корпус; 9 - контакты прерывателя; 10 - центрирующая пружина; 11 - упор стержня; 12 - стержень; 13 - сердечник электромагнита; 14 - конденсатор; 15 - обмотка электромагнита; 16 - пружинная подвеска; 17 - якорь; 18 - мембрана; 19 - резонатор
Вибрация мембраны передается резонатору 19. От частоты колебаний мембраны и резонатора зависит высота тона звучания сигнала и нужный частотный диапазон звукоизлучения. Качество звучания сигнала регулируется винтом 7, расположенным на корпусе 8 с внешней стороны. Регулировочный винт изменяет положение контактов 9 прерывателя относительно якоря 17.
Мембрана 18 по периферии зажимается винтами между корпусом 8 и крышкой 1. Центральной частью мембрана жестко связана с якорем. Подбором прокладок между корпусом и мембраной регулируется зазор между якорем и сердечником. От зазора между якорем и сердечником зависит громкость, тон и сила потребляемого сигналом тока.
3
Тональный сигнал имеет корпус, электромагнит с обмоткой и сердечником и якорем, прерыватель с контактами и мембрану. Резонатором в тональном сигнале является столб воздуха, заключенный в рупоре. Конфигурация рупора
обеспечивает взаимную настройку частот колебаний мембраны и воздушного столба, чем достигается получение громкого звука определенного тона. Конец рупора расширяется для эффективного излучения звука.
Схемы управления двумя звуковыми сигналами на автомобилях ВАЗ, приведены на рис. 8.46. Комплект сигналов, как правило, включает два безрупорных или два рупорных сигнала (низкого и высокого тонов), настроенных на совместную работу. Основные частоты звука параллельно соединенных сигналов с разницей в 65-100 Гц гармонично сочетаются.
Рис. 8.46. Схемы соединения звуковых сигналов автомобилей ВАЗ:
б - BA3-2103, -2106; г - ВАЗ-2108, -2109;
1 - звуковой сигнал;
2 - блок предохранителей; 3 - выключатель сигнала;
4 - блок реле и предохранителей (монтажный блок);
5 - контактная перемычка (в автомобилях ВАЗ-2107 вместо
перемычки устанавливается реле); 6 - реле включения сигналов
Наиболее хорошо перекрывают шум дорожного движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800-3550 Гц.
Так как тональные сигналы потребляют значительный ток, недопустимый для кнопочных выключателей, подключение их к источнику тока осуществляется с помощью электромагнитного реле.
4