Тема 4. Простая двухчастная форма
Общая характеристика.
Простой двухчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период, а вторая – период или ряд построений, в целом образующих структуру не сложнее периода.
В первой части излагается основная музыкальная мысль (тема). Во второй части происходит дальнейшее развитие и завершение музыкальной мысли.
Функции второй части:
1) оттеняющий контраст (запев – припев, солист – коллектив);
2) развитие, продолжение мысли первого периода – проявляется в тех случаях, когда в начале второй части преобладает ладогармоническая неустойчивость (доминантовая гармония, секвенция, отклонение в другую тональность);
3) подведение итога.
Для строения первых периодов характерно наличие всего двух предложений одинаковой длины.
Отличие сложного периода от простой двухчастной формы: сходство в нем начал обоих предложений, тогда как в двухчастной форме начала обоих предложений различны и скорее наблюдается сходство их окончаний.
|
|
В зависимости от характера связей между частями различают безрепризную и репризную двухчастные формы.
Безрепризная двухчастная форма.
Двухчастная форма, во второй части которой не содержится отчетливое повторение элементов из первой, называется безрепризной.
Безрепризная двухчастная форма в особенности типична для вокальной музыки. Главное основание для этого – объединяющее действие текста, благодаря чему тематические повторения менее необходимы для цельности формы.
Разновидности:
1) В такой форме нередко образуется структура «пара периодичностей»: каждая из двух частей имеет форму квадратного периода повторного строения.
2) Вторая часть безрепризной двухчастной формы может быть продолжением, развитием материала первой.
Иногда в конце безрепризной двухчастной формы присутствуют элементы репризы, т.е. повторение не целого предложения первого периода, а каких-либо мотивов, фраз.
Репризная двухчастная форма.
Двухчастная форма, в конце второй части которой содержится реприза (точная или видоизмененная) одного предложения начального периода, называется репризной.
Вторая часть в этом типе формы не образует периода, а распадается на два предложения. Первое из них – середина двухчастной формы – вносит некоторый контраст к первому периоду. Назначение второго предложения второй части – репризы – тематическое объединение всей формы после контраста, внесенного серединой. Повторяется в репризе чаще всего второе предложение первого периода, иногда первое.
Следует иметь в виду, что рассматриваемая форма является не трехчастной (начальный период, середина, реприза), а именно двухчастной, т.к. середина и реприза объединяются в одно целое, в один восьмитакт, отвечающий первому восьмитакту.
|
|
Повторения частей.
Любая из частей простой двухчастной формы может быть повторена, причем возможно как точное повторение, так видоизменененное. Такие повторения встречаются и в репризной и в безрепризной форме и не влияют на определение основного типа формы.
Вступление и заключение.
Двухчастная форма, представляющая собой самостоятельное произведение, может иметь вступление и заключение.
В отдельных произведениях активное развитие материала во второй части требует в окончании формы резюмирующей коды репризного типа (аналог репризного дополнения в развитых периодах). Кода при этом может достигать значительных размеров (A + B + Кода). Полный совершенный каданс в главной тональности в конце второй части и заключительный тип изложения в коде не позволяют рассматривать эти формы как простые трехчастные.
Тема 5. Простая трехчастная форма
Общая характеристика.
Простой трехчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период, вторая часть (середина) – также период или ряд построений развивающего характера, а третья часть, в большинстве случаев, является репризой первой части.
Однотемная трехчастная форма.
Простая трехчастная форма, середина которой не вносит тематического контраста, называется однотемной. В этом случае говорят о середине развивающего типа.
Разновидности:
1) Формы, средняя часть которых представляет собой полное проведение музыки первого периода, транспонированной из главной тональности в подчиненную (A+A1+A).
2) Формы, средняя часть которых представляет собой развитие (разработку) экспозиционной темы (A+R+A).
Для большинства середин характерно окончание на главной доминанте или тоникой доминантовой тональности. Окончание середины полным кадансом в главной тональности встречается как исключение.
Середина может представлять собой переход без ясно выявленного тематизма (A + пер. + A).
Двухтемная трехчастная форма.
Простая трехчастная форма, середина которой основана на новой собственной теме, называется двухтемной (A+B+A). В этом случае середина может представлять собой период или даже повторенный период.
Введение новой темы создает больший контраст средней части с крайними. Тематическое контрастирование часто подчеркивается гармоническими приемами: характерен уход в далекую тональность по отношению к главной тональности первого периода.
В некоторых случаях средняя часть построена целиком на новом материале, но этот материал излагается неустойчиво, подобно середине развивающего типа (тональная неустойчивость, секвентность, имитационность и другие приемы развития).
Реприза.
Реприза является точным или несколько измененным повторением музыки первого периода.
Реприза трехчастной формы завершается в главной тональности. В случае модулирования репризного периода к концу (подобно первой части) неизбежно 13 образование новой части (продолжения репризы или коды), в которой главная тоника будет закреплена. В трехчастной форме с расширенной репризой общая кульминация формы часто расположена именно в третьей части («динамическая реприза»).
Возможны случаи, когда в репризе повторено только одно предложение начального периода, но масштабы формы (в частности, масштабы развивающей части и расширенного репризного предложения) настолько велики, что форма воспринимается как трехчастная, а не как двухчастная.
Встречаются трехчастные формы без тематической репризы при явном наличии репризы тональной. Такие образцы более характерны для вокальной музыки, в которой тематическая репризность находится несколько на втором плане (A + B + С).
|
|
Повторения частей.
Как и в двухчастной форме, в трехчастной форме возможно повторение частей, буквальное или варьированное. Наиболее типичные случаи:
||: A:|| B | A
A ||: B | A:|| – трех-пятичастная форма
||: A:||: B | A:||
Простая двойная трехчастная форма (A+B+A+B1+A) образуется в том случае, когда при повторении обновляется серединный раздел.
Вступление и заключение.
Простая трехчастная форма, как и двухчастная, может иметь вступление, а также дополнение или коду (в вокальных произведениях это часто фортепианные вступление и заключение). Иногда вступление содержит самостоятельную тему, участвующую в дальнейшем развитии.