Вступление и заключение

Тема 4. Простая двухчастная форма

Общая характеристика.

Простой двухчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период, а вторая – период или ряд построений, в целом образующих структуру не сложнее периода.

В первой части излагается основная музыкальная мысль (тема). Во второй части происходит дальнейшее развитие и завершение музыкальной мысли.

Функции второй части:

1) оттеняющий контраст (запев – припев, солист – коллектив);

2) развитие, продолжение мысли первого периода – проявляется в тех случаях, когда в начале второй части преобладает ладогармоническая неустойчивость (доминантовая гармония, секвенция, отклонение в другую тональность);

3) подведение итога.

Для строения первых периодов характерно наличие всего двух предложений одинаковой длины.

Отличие сложного периода от простой двухчастной формы: сходство в нем начал обоих предложений, тогда как в двухчастной форме начала обоих предложений различны и скорее наблюдается сходство их окончаний.

В зависимости от характера связей между частями различают безрепризную и репризную двухчастные формы.

Безрепризная двухчастная форма.

Двухчастная форма, во второй части которой не содержится отчетливое повторение элементов из первой, называется безрепризной.

Безрепризная двухчастная форма в особенности типична для вокальной музыки. Главное основание для этого – объединяющее действие текста, благодаря чему тематические повторения менее необходимы для цельности формы.

Разновидности:

1) В такой форме нередко образуется структура «пара периодичностей»: каждая из двух частей имеет форму квадратного периода повторного строения.

2) Вторая часть безрепризной двухчастной формы может быть продолжением, развитием материала первой.

Иногда в конце безрепризной двухчастной формы присутствуют элементы репризы, т.е. повторение не целого предложения первого периода, а каких-либо мотивов, фраз.

Репризная двухчастная форма.

Двухчастная форма, в конце второй части которой содержится реприза (точная или видоизмененная) одного предложения начального периода, называется репризной.

Вторая часть в этом типе формы не образует периода, а распадается на два предложения. Первое из них – середина двухчастной формы – вносит некоторый контраст к первому периоду. Назначение второго предложения второй части – репризы – тематическое объединение всей формы после контраста, внесенного серединой. Повторяется в репризе чаще всего второе предложение первого периода, иногда первое.

Следует иметь в виду, что рассматриваемая форма является не трехчастной (начальный период, середина, реприза), а именно двухчастной, т.к. середина и реприза объединяются в одно целое, в один восьмитакт, отвечающий первому восьмитакту.

Повторения частей.

Любая из частей простой двухчастной формы может быть повторена, причем возможно как точное повторение, так видоизменененное. Такие повторения встречаются и в репризной и в безрепризной форме и не влияют на определение основного типа формы.

Вступление и заключение.

Двухчастная форма, представляющая собой самостоятельное произведение, может иметь вступление и заключение.

В отдельных произведениях активное развитие материала во второй части требует в окончании формы резюмирующей коды репризного типа (аналог репризного дополнения в развитых периодах). Кода при этом может достигать значительных размеров (A + B + Кода). Полный совершенный каданс в главной тональности в конце второй части и заключительный тип изложения в коде не позволяют рассматривать эти формы как простые трехчастные.

Тема 5. Простая трехчастная форма

Общая характеристика.

Простой трехчастной называется форма, первая часть которой представляет собой период, вторая часть (середина) – также период или ряд построений развивающего характера, а третья часть, в большинстве случаев, является репризой первой части.

Однотемная трехчастная форма.

Простая трехчастная форма, середина которой не вносит тематического контраста, называется однотемной. В этом случае говорят о середине развивающего типа.

Разновидности:

1) Формы, средняя часть которых представляет собой полное проведение музыки первого периода, транспонированной из главной тональности в подчиненную (A+A1+A).

2) Формы, средняя часть которых представляет собой развитие (разработку) экспозиционной темы (A+R+A).

Для большинства середин характерно окончание на главной доминанте или тоникой доминантовой тональности. Окончание середины полным кадансом в главной тональности встречается как исключение.

Середина может представлять собой переход без ясно выявленного тематизма (A + пер. + A).

Двухтемная трехчастная форма.

Простая трехчастная форма, середина которой основана на новой собственной теме, называется двухтемной (A+B+A). В этом случае середина может представлять собой период или даже повторенный период.

Введение новой темы создает больший контраст средней части с крайними. Тематическое контрастирование часто подчеркивается гармоническими приемами: характерен уход в далекую тональность по отношению к главной тональности первого периода.

В некоторых случаях средняя часть построена целиком на новом материале, но этот материал излагается неустойчиво, подобно середине развивающего типа (тональная неустойчивость, секвентность, имитационность и другие приемы развития).

Реприза.

Реприза является точным или несколько измененным повторением музыки первого периода.

Реприза трехчастной формы завершается в главной тональности. В случае модулирования репризного периода к концу (подобно первой части) неизбежно 13 образование новой части (продолжения репризы или коды), в которой главная тоника будет закреплена. В трехчастной форме с расширенной репризой общая кульминация формы часто расположена именно в третьей части («динамическая реприза»).

Возможны случаи, когда в репризе повторено только одно предложение начального периода, но масштабы формы (в частности, масштабы развивающей части и расширенного репризного предложения) настолько велики, что форма воспринимается как трехчастная, а не как двухчастная.

Встречаются трехчастные формы без тематической репризы при явном наличии репризы тональной. Такие образцы более характерны для вокальной музыки, в которой тематическая репризность находится несколько на втором плане (A + B + С).

Повторения частей.

Как и в двухчастной форме, в трехчастной форме возможно повторение частей, буквальное или варьированное. Наиболее типичные случаи:

||: A:|| B | A

A ||: B | A:|| – трех-пятичастная форма

||: A:||: B | A:||

Простая двойная трехчастная форма (A+B+A+B1+A) образуется в том случае, когда при повторении обновляется серединный раздел.

Вступление и заключение.

Простая трехчастная форма, как и двухчастная, может иметь вступление, а также дополнение или коду (в вокальных произведениях это часто фортепианные вступление и заключение). Иногда вступление содержит самостоятельную тему, участвующую в дальнейшем развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: