Тема 6. Сложная трехчастная форма

Общая характеристика.

Сложной трехчастной называется форма, крайние части которой, тематически одинаковые, изложены в простой двух- или трехчастной форме и контрастируют со средней частью.

Различают два основных вида сложной трехчастной формы – с трио и с эпизодом в качестве средней части.

6.2 Сложная трехчастная форма с трио.

Первая часть сложной трехчастной формы тематически однородна. Она пишется в простой двух- или трехчастной форме. Заканчивается первая часть обычно полной совершенной каденцией в главной тональности.

Сложная трехчастная форма с эпизодом.

Простая трехчастная форма, середина которой основана на новой собственной теме, называется двухтемной (A+B+A). В этом случае середина может представлять собой период или даже повторенный период.

Введение новой темы создает больший контраст средней части с крайними. Тематическое контрастирование часто подчеркивается гармоническими приемами: характерен уход в далекую тональность по отношению к главной тональности первого периода.

В некоторых случаях средняя часть построена целиком на новом материале, но этот материал излагается неустойчиво, подобно середине развивающего типа (тональная неустойчивость, секвентность, имитационность и другие приемы развития).

Реприза.

Реприза является точным или несколько измененным повторением музыки первого периода.

Реприза трехчастной формы завершается в главной тональности. В случае модулирования репризного периода к концу (подобно первой части) неизбежно образование новой части (продолжения репризы или коды), в которой главная тоника будет закреплена. В трехчастной форме с расширенной репризой общая кульминация формы часто расположена именно в третьей части («динамическая реприза»).

Возможны случаи, когда в репризе повторено только одно предложение начального периода, но масштабы формы (в частности, масштабы развивающей части и расширенного репризного предложения) настолько велики, что форма воспринимается как трехчастная, а не как двухчастная.

Встречаются трехчастные формы без тематической репризы при явном наличии репризы тональной. Такие образцы более характерны для вокальной музыки, в которой тематическая репризность находится несколько на втором плане (A + B + С).

6.5 Повторения частей.

В трехчастной форме возможно повторение частей, буквальное или варьированное.

Наиболее типичные случаи:

||: A:|| B | A

A ||: B | A:|| – трех-пятичастная форма

||: A:||: B | A:|| двойная трехчастная форма (A+B+A+B1+A) образуется в том случае, когда при повторении обновляется серединный раздел.

Вступление и заключение.

Сложная трехчастная форма может иметь вступление, а также дополнение или коду (в вокальных произведениях это часто фортепианные вступление и заключение). Иногда вступление содержит самостоятельную тему, участвующую в дальнейшем развитии.

Соотношение подъемов и спадов мелодической линии в плане их продолжительностей существенно в композиционном соподчинении частей формы. При этом целесообразное расположение кульминаций является важным фактором формообразования.

Схема сложной трехчастной формы

(вступление) А 1 часть – экспозиция B 2 часть - середина А 3 часть - реприза кода
  простая двух- или трехчастная форма варианты строения: · простая двух- или трехчастная форма; · период; · структурно неустойчивый раздел срединного характера варианты строения: · повторение первой части; · период;  

Область применения:

· отдельные жанровые пьесы: марши, танцы – вальсы, мазурки, полонезы, польки и др.;

· отдельные инструментальные пьесы: прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, баркаролы и др.;

· средние части симфоний, сонат, камерных ансамблей: менуэты, скерцо, медленные части;

· части сюит;

· номера балетов, инструментальные эпизоды опер;

· вокальные произведения: романсы, арии, хоры;

 

 

Классификация кадансов

Классификация кадансов в курсе анализа несколько отличается от принятой в гармонии. Здесь особая роль принадлежит последнему аккорду каданса, в зависимости от которого образуются три группы кадансов: полные, неполные и прерванные.

Полными называются кадансы, завершающиеся аккордами тонической функции. Они могут быть совершенными и несовершенными.

Каданс считают полным совершенным, если его последний тонический аккорд дан:

1) в мелодическом положении основного тона;

2) на сильной доле такта;

3) в основном виде;

4) после аккорда D или S на основном функциональном басу.

Невыполнение любого из этих условий делает полный каданс несовершенным.

Неполными называются кадансы, последними аккордами которых оказываются аккорды нетонической функции, т.е. доминантовой (неполный автентический каданс) или субдоминантовой (неполный плагальный каданс).

Прерванными называются кадансы, в которых в качестве последнего аккорда вместо ожидаемой тоники появляется любой другой аккорд – чаще им оказывается трезвучие VI ступени.

По местоположению в форме кадансы делятся на:

заключительные – в конце построения;

серединные – в середине построения (в частности, в конце первого предложения периода);

дополнительные – следующие после заключительного каданса;

вторгающиеся – когда конец одного и начало другого построения совпадают во времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: