Оптическая дисграфия и дислексия, как один из видов нарушений чтения и письма

Оптическая дисграфия и дислексия, как один из видов нарушений чтения и письма.

 

                                                                                                         Выполнила:

                                                                             учитель-логопед МБОУ «СОШ №30»

                                                                                Клейменова Оксана Евгеньевна

 

                                           

 

 

  

Оптическая дисграфия и дислексия, как один из видов нарушений чтения и письма.

 

 В настоящее время проблема нарушения чтения и письма есть и не у кого не возникает сомнений, что реально существует большая группа детей с избирательными нарушениями чтения и письма.

Разнообразные нарушения чтения, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных процессов. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти внимания, эмоционально-волевой сферы. По данным нейропсихологии, от того, какое полушарие является доминирующим, зависит способ переработки информации – синтетический или аналитический.

Новейшая классификация дислексии разработана Р. И. Лалаевой с учётом нарушений операций процесса чтения и включает следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую,  мнестическую, оптическую и тактильную. Разработана также и близкая данной классификация, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена), в которой выделены следующие виды:  артикуляторно-акустическая; на основе нарушений фонемного распознавания; на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая и оптическая  дисграфии.

Оптическая дислексия  и дисграфия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов м, иш, ш — щ, ц — щ);

— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом а, б— д, сх, хж);

— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве д, тш); (Т-Г,Ь-Р,Н-П-И).

— зеркальное написание букв е, э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

   Данная дислексия и дисграфия  связаны с нерасчленённостью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса зрительного анализа и синтеза. Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов отмечаются неточности, ещё больше ошибок отмечается при рисовании по памяти. В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом. Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую. Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определённых элементов, по-разному расположенных друг к другу. Для некоторых детей с оптической дислексией  буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднён. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными. Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжёлых случаях нарушена схема тела. При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжёлых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребёнок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеется зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. Чем же ещё характеризуется оптическая дисграфия? Этот вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи ребёнка. В этих случаях ребёнок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их замене на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок в письме детей в значительной мере может быть объяснено особенностями русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита в ней используется очень небольшой набор элементов, которые по-разному комбинируясь между собою, и образуют различные буквенные знаки. Это неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте это будут такие группы букв: п, т, р; и, ш, ц, щ, п, т; б, в, д, у,з и др.

Как видим, многие из этих букв отличаются друг от друга лишь различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием, помимо совершенно одинаковых, ещё каких-то дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различений в начертании букв. Отсюда и возникают их взаимные замены на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения для этого каких-либо специальных приёмов. Однако так происходит, к сожалению, не всегда.

У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше - ниже, слева - справа, ближе - дальше). У них бывает недостаточно развит и зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.

Если ребёнку показать две картинки с изображёнными на них одинаковыми домиками, которые отличаются друг от друга лишь отдельными деталями (неодинаковое количество окон, разное расположение трубы на крыше), то он не заметит этих "мелких" различий.

Понятно, что с несравненно большими трудностями встретится этот ребёнок при попытке различения сходных по начертанию букв. Неточность в изображении букв может выражаться в следующем:

1. В не дописывании элементов букв (и - вместо у, здесь написан лишь один её элемент).

2. В добавлении лишних элементов (в букве ш или m может быть написано 4 элемента вместо 3-х).

3. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним (ю - вместо последнего элемента буквы н здесь написан элемент от буквы к). В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу (от второй и третий элементы буквы ю здесь расположены не справа, а слева).

Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв. Например, буква ж может заменяться на х по причине "недоучета" ребёнком её средней части; буква д может заменяться на б по причине некоторого видоизменения ребёнком её

Второго элемента и неправильного расположения его в пространстве по отношению к первому (верх вместо низа); буква у может заменяться на   и ввиду "подмены" её второго элемента; заглавная буква Е может заменяться на 3 (или наоборот) из-за неправильной её ориентировки в пространстве по отношению к правой и левой его стороне.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного.

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия и представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

 

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания:

а) назвать предметы по их контурам;

б) назвать недорисованные предметы;

в) назвать перечёркнутые изображения;

г) выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;

д) определить, что неправильно нарисовал художник;

е) распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры) (заяц, курица, цыплёнок);

ж) распределить изображения предметов по их реальной величине (Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине);

з) подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зелёного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурцы, листа; цыплёнка, репы, дыни; мака, помидора,клубники;сливы, василька, синей мяты.)

и) игра "Геометрическое лото".

к) подбор парных карточек с геометрическими фигурами (Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами:   

л) срисовывание серии полукругов и линий (по С.Борель-Мезони)

м) найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение;

н) рисование незаконченных контуров кругов, треугольников;

о) рисование симметричных изображений;

п) составление разрезанных на части картинок

р) игра "Открывание окошек в домике"

Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике 4 окошка. Предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т.д.;

с) дополнение рисунка (Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика -солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора - цветы);

т) выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку;

х) анализ нелепых картинок (детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно);

ф) конструирование фигур из спичек, палочек;

ш) игра 'Танграм". Детям предлагается по образцу сложить фигурки из различных по величине и форме геометрических фигур (треугольники, квадрат, ромб).Вырезается квадрат, наклеивается на картон, разрезается по разметке. Детям предлагается сложить по образцу фигуры из тренировочных упражнений, затем предлагаются индивидуальные карточки с изображением фигур: аист, бабочка, вертолет, гусь, дом, ель, ёлка, жаба, заяц, кошка, лиса, машина, пароход, ракета, робот, самолет,  утюг, цветок;

щ) игра"Колумбово яйцо" (проводится аналогично "Танграмму", но фигуры имеют одну сторону закруглённую);

ц) нахождение предмета по его тени;

ы) нахождение предмета по его контуру, детали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: