В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквеный гнозис)

 Например:

а) найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления);

б) сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквам.

в) назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями (сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку);

г) определить букву в неправильном положении

д) обвести контурные изображения букв;

 

е) дописать букву;

ж) выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать);

з) на фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы;

 

 

и) конструирование печатных и рукописных букв из элементов;

 

к) вырезание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания;

 

л) реконструирование букв (добавляя элементы, сделать из Р букву В; уменьшая количество элементов, сделать из Ж букву К; изменяя пространственное расположение элементов, сделать из Р букву Ь или из буквы Т - букву Г);

 

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

а) запомнить 4-6 картинок, а затем найти их среди других 8-10:

б) запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10);

в) разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;

г) игра " Чего не стало? " На столе раскладываются 5-6 игрушек или других предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;

д) игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед меняет незаметно их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно- пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с дислексией и

дисграфией. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию левых и правых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.

Ребенок учится различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. На определённой стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки, как ведущей.

Дальнейшая дифференциация правой и левой стороны тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руку. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией "правое"- "левое".

Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее. Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определённой последовательности. Первоначальное положение предметов(справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются соответствующие речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребёнком, появляется позже. Особенно трудно для ребёнка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

При устранении оптических дислексии и дисграфий необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

а) дифференциация правых и левых частей тела;

б) ориентировка в окружающем пространстве;

в) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:                           

а) показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам даёт ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее даётся задание поднять правую руку и назвать её;

б) показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет её сам, а дети повторяют;

в) поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.

а) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе. Вначале логопед дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребёнка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие, например: положить книгу справа или слева от себя. Если при выполнении этих заданий у ребёнка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа-это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребёнок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева;

б) определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями. Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить её около правой руки, взять левой рукой книгу и положить её около левой руки. Далее логопед задаёт вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?" В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующие задания: "Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа - ручку" и т.д. В формировании у ребёнка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений поможет работа с рисунком: Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры расположены вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. (Покажи, какие фигуры находятся вверху от прямоугольника? А какие внизу? Какие слева? Какие справа?).

Убедившись в понимании ребёнком этих заданий, о чем будет свидетельствовать правильность их выполнения, далее просим ребёнка самого назвать место расположения этих фигур по отношению к прямоугольнику. Например: "Скажи, где находится квадрат? (Слева от прямоугольника, вверху от него). "А где находится треугольник?" (Справа от прямоугольника, внизу от него). Можно выяснить также местоположение прямоугольника по отношению к кругу, квадрату. Формирование у ребёнка пространственных представлений обязательно включает в себя и работу над пространственными предлогами. Здесь широко используются специальные задания по "оречевлению" различного пространственного расположения предметов. Здесь прежде

всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Ребёнку постепенно объясняют, что НА - это значит на поверхности чего-то (на столе, на шкафу);

В - это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке): ПОД - внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой) и т.д.. При объяснении ребенку значений предлогов можно использовать и такую обобщенную схему

Взрослый называет картинки, а ребенок показывает квадрат, который соответствует значению употребленного логопедом предлога (чайка летит над водой, белка сидит в дупле, птица сидит на ветки, карандаш лежит под книгой, дети играют у (около) дома).

Чтобы выяснить насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить такие, например, поручения: положить книгу (ложку, чашку и т.д.) на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, на диван в стол и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребенком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребенком. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Логопед, например, спрашивает: " Где лежит книг?" (место положения книги постоянно меняется).

Ребенок отвечает, что книга не лежит На столе, В шкафу, В тумбочке. Обращается внимание на различение окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом ("на столе", но " на полу"). Примерно так же отрабатываются и все остальные предлоги. В другом варианте можно взять два предмета (карандаш и книгу) и по- разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладется то На книгу, то Под книгу, то В книгу, то Перед книгой. Ребенок должен каждый раз говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Упражнения продолжают до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается "оречевить"  пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

Карандаш кладут на коробку - карандаш берут с коробки.

Карандаш кладут в коробку - карандаш берут из коробки.

Карандаш кладут за коробку - карандаш берут из-за коробки.

При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения фигур и букв.

 Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

а) написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии;

б) положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;

в) нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку;                                                                         

г) определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

 

 

Рекомендуемые задания:

1. Найти фигуру, букву в ряду сходных.

Предлагаются ряды сходных букв:

ЛАЛ  МАД ДВ РВЗ ЬЫ   ГТ ВД       ГБ         ГЕ         КЖ ЖХ ХУ           ГЦ      ИН          ПН ИП ИЦ ШЩ ЦЩ ОЮ     СО           ОР

2. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.

3. Сложить из палочек фигуры (с начала по образцу, затем по памяти).

4. Сконструировать буквы из предъявленных элементов (печатных и рукописных).

5. Сравнение двух смешиваемых ребёнком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы И только два крючка, а у Ш - три; у буквы р палочка длинная, а у п- короткая; у буквы ш только три крючка, а у щ, кроме них, есть ещё один дополнительный элемент; у буквы в петелька направлена вверх, а у д -вниз.

6. Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребёнка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.

7. Реконструирование букв, то есть как бы "переделка"одной буквы в другую Например: "Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш? А как

можно переделать букву и в щ? Возможные реконструирования печатных и рукописных букв:                      

8. Определить различие сходных фигур. Например:

9. Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р-В, 3-В, Ь-В.

10. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различных по расположению в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т.

11. Показать правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально.

12. "Достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов.

13. Нахождение "спрятавшихся" букв в так называемых "совмещённых буквах"

14. Нахождение по элементам букв, соединение элементов букв при устранении оптических дислексии и дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О - с обручем, 3 -со змеёй, Ж- с жуком, П- с перекладиной. Используются стихи, загадки о буквах:

Стоят два колышка в рядок,

 А между ними поясок, протянутый наискосок./И/

Два колышка наискосок, а между ними поясок /А./.           '

/С.Маршак/

15. Прочитайте буквы в зеркале.

. Для лучшего усвоения букв рекомендуется:

- ощупывание и узнавание рельефных букв,

- срисовывание,

-вырезывание буквы,

-лепка их из пластилина,

-обведение контуров, разукрашивание,

-письмо букв в воздухе,

- конструирование букв с помощью ниток для вязания, палочек.

Все эти упражнения как бы "бьют в одну цель", поскольку при их выполнении ребёнок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находится как бы в игре, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв. Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребёнком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после чёткого уяснения ребёнком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребёнком оптически сходных букв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: