Новые черты культуры. Реалистические и модернистские направления в искусстве

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность приобрёл абстракционизм, явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир художника. Благодаря работам ряда нью-йоркских художников появилось новое течение, получившее название абстрактного экспрессионизма. Эти художники создавали большие картины, которые оказывали огромное впечатление на зрителей. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен, как «живопись действия».

Джексон Полок — самый известный абстрактный экспрессионист. Полок искал свои собственные индивидуальные методы и техники работы. Он покрывал холсты беспорядочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над будущей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо кистей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В результате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано с развитием «общества благосостояния», когда произошёл самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные. Королём поп-арта современники называли Энди Уорхола. Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы и др. в объекты искусства. Художники использовали образы знаменитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.

В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в живописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее известные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как «хеппенинг». Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле «хеппенинга» состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для «хеппенинга» характерно отсутствие чёткого сюжета, импровизация актёров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитие различные авангардные течения. Родоначальником сонористики считается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску источников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шёпот, крики и т.д. Основателем алеаторики стал немецкий музыкант Карлхайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фортепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на освобождение искусства, причём не только музыкального, от диктата формы.

Хрупкость мира, отсутствие логики и чёткости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое «исчезающее искусство». Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушающиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на разваливающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах которой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало собой закат модернистского направления в искусстве и наступление современного этапа его развития — эпохи постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, использование новых материалов и технологий для создания арт-объектов (выставочных конструкций) характерны для современного искусства. Распространённой его формой является инсталляция. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника.

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основателей партии «зелёных» в ФРГ, осуществил крупный проект «7000 дубов» (1982). На центральной городской площади немецкого города Касселя началась посадка молодых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Ещё в 1960-1970-е гг. появилось международное художественное движение — концептуализм. Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками.

Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художников. Основателями видеоискусства или видеоарта стали кореец Нам Чжун Пак и американский композитор и исследователь эстетики Джон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации воздействуют на интеллект личности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискусство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в телекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном киноискусстве.

Массовая культура.

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей появились условия для интернационализации духовной жизни человечества. Сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют формировать упрощённые «образы врага», высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Её продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определённым реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека. В то же время распространение массовой культуры рассматривается многими философами, социологами и культурологами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощённое видение и восприятие мира. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации духовных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

 

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: