ВВЕДЕНИЕ
Данные методические рекомендации разработаны для повышения эффективности профилактической работы по предупреждению гибели и травматизма несовершеннолетних на пожарах и содержат мероприятия для реализации территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поручений протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.09.2019 № 6 по вопросу «О проводимых мероприятиях по предупреждению травматизма и гибели детей на пожарах в 2019 году», а также протокола заседания Общественного совета при МЧС России от 13.11.2019 № 2 «О принятии дополнительных мер по снижению гибели несовершеннолетних на пожарах и водных объектах».
Для выявления тенденций и установления закономерностей гибели несовершеннолетних на пожарах в методических рекомендациях проанализированы статистические данные о пожарах и их последствиях в период с 2014 по 2018 годы включительно.
|
|
В этот период в Российской Федерации произошло 1507 пожаров, на которых погибло 2217 несовершеннолетних, из них 727 (33%) – из многодетных семей.
В том числе, на территории городов произошло 713 (47%) пожаров, при которых погибло 1025 (46%) несовершеннолетних, в сельской местности – 794 (53%) пожара, число погибших составило 1192 (54%) несовершеннолетних.
Кроме того, за указанный период зарегистрировано 4456 несовершеннолетних, получивших травмы на пожарах.
Распределение погибших несовершеннолетних по временам года следующее:
зима – 35% (778 из 2217);
весна – 26% (575 из 2217);
лето – 16% (359 из 2217);
осень – 23% (505 из 2217).
По возрастной категории большая часть погибших несовершеннолетних –
68% (1512 из 2217) приходится на возраст до 7 лет;
16% (351 из 2217) – с 7 до 11 лет,
16% (354 из 2217) – от 11 до 17 лет.
Количество погибших на пожарах несовершеннолетних:
мужского пола составляет 59% (1314 из 2217);
несовершеннолетних женского пола – 41% (903 из 2217).
Основными причинами пожаров, в результате которых погибло наибольшее количество несовершеннолетних, являются:
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 40% (880 из 2217);
шалость несовершеннолетних с огнём – 15% (334 из 2217);
нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 11% (246 из 2217);
неосторожность при курении – 10% (220 из 2217);
другие причины пожара – 24% (537 из 2217).
В 96% (2132 из 2217) случаев гибель несовершеннолетних на пожарах происходит в зданиях жилого назначения, из них:
более 60% (1274 из 2132) – в одноквартирных жилых домах;
30% (646 из 2132) – в многоквартирных жилых домах;
6% (120 из 2132) – в садовых домиках;
|
|
4% (92 из 2132) – в прочих зданиях и сооружениях жилого сектора.
В 4% (85 из 2217) случаев гибель несовершеннолетних на пожарах происходит в зданиях культурно-досуговой деятельности, для временного пребывания (проживания) людей и других объектах.
Случаи гибели несовершеннолетних на пожарах в зданиях
учебно-воспитательного назначения (общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, другие учебно-воспитательные объекты) не зарегистрированы.
Наибольшее количество несовершеннолетних погибло:
в 1-этажных зданиях – 77% (1696 из 2217);
в 2-этажных зданиях – 12% (277 из 2217);
в зданиях от 3-х этажей и выше – 10% (226 из 2217);
на других объектах – менее 1% (18 из 2217).
Наибольшее количество несовершеннолетних погибло в зданиях:
V степени огнестойкости – 67% (1489 из 2217);
III и IV степени огнестойкости – 23% (506 из 2217);
I и II степени огнестойкости – чуть более 9% (204 из 2217).
на других объектах – менее 1% (18 из 2217).
Распределение числа погибших несовершеннолетних в зависимости от определённых условий, способствовавших их гибели (по одному пожару может быть несколько причин, способствующих гибели):
невозможность принятия правильного решения ввиду малолетнего возраста – 883 (40%);
состояние сна – 829 (37%);
отсутствие автономных пожарных извещателей – 555 (25%);
оставление без присмотра – 481 (22%);
здание с низкой пожарной устойчивостью[1] – 302 (14%);
отсутствие газоснабжения здания – 46 (2%);
нахождение родителей в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – 30(1%);
позднее сообщение о пожаре – 16;
отключение от газоснабжения за долги по квартплате – 6;
отсутствие электроснабжения здания – 4;
отключение от электроснабжения за долги по квартплате – 2.
При изучении статистических данных о пожарах в 2017 и 2018 годах отмечена тенденция роста гибели и травматизма несовершеннолетних
на пожарах.
Число пожаров увеличилось на 7% (271 против 253). Количество погибших несовершеннолетних увеличилось на 23% (440 против 358). Количество травмированных несовершеннолетних выросло на 8% (895 против 829).
Увеличение количества погибших приходится, в основном, на город – 47% (229 против 155) и менее 1% приходится на сельскую местность (211 против 209).
Количество погибших несовершеннолетних на пожарах увеличилось:
в возрасте до 7 лет на 24% (300 против 242);
с 7 до 11 лет на 4% (73 против 70);
с 11 до 17 лет на 33% (68 против 51).
Анализ статистических данных выявил необходимость принятия дополнительных мер по профилактике и предупреждению гибели и травматизма несовершеннолетних на пожарах с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В методических рекомендация используются термины и определения, введенные федеральными законами:
от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 № 111-ФЗ);
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, –лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ);
семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними
(в редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ);
|
|
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»:
программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий (абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 № 258-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ);
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (абзац введен Федеральным законом
от 28.11.2015 № 358-ФЗ);
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012
№ 258-ФЗ);
от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.