Методы обучения и их классификация

Довгопол И.И., кандидат

Педагогических наук, доцент

Тема:Проектирование и классификация методов обучения

 

 

1.Что такое метод обучения? Различные трактовки понятия «метод»

2. Суть понятия «классификация методов обучения».

3. Характеристика общедидактических методов обучения.

4.Основные методы организации учебно-познавательной деятельности

5. Методы получения новых знаний

6.Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности

7. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития обучающихся.

 

В современной педагогике методам обучения посвящены работы Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, И.Я. Лернера, В.В.Оконя и др.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения»

«Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский);

«Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения» (И.Я. Лернер)

 «Под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П.Подласый);

«Метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В.Оконь).

Традиционная классификация методов обучения, которая основана еще в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Общим признаком методов в ней есть источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них имеет модификацию (способы выражения)

 

Общедидактические методы обучения

I. В зависимости от способа усвоения видов содержания образования:

1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный).

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый или эвристический.

5. Исследовательский.

II. В зависимости от способа предъявления учебной информации:

1. Словесные (речевые).

2. Наглядные.

3. Практические.

III. В зависимости от степени самостоятельности ученика в приобретении знаний:

1. Репродуктивный.

2. Частично-поисковый.

3. Поисковый.

4. Исследовательский.

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой;

по источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

-демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

-использование технических средств;

-просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

-практические задания;

-тренинги;

-деловые игры;

-анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частичнопоисковый;

исследовательский;

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический.

 

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.

В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

-объяснительно-иллюстративный метод;

-репродуктивный метод;

-метод проблемного изложения;

-частичнопоисковый или эвристический, метод;

-исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде

Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

Частичнопоисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: