Дисциплина «Экономика»
Тема занятия: «Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение»
Тема включает в себя следующие вопросы:
1. Понятие предложения.
2. Закон предложения.
3. Факторы, влияющие на предложение.
4. Влияние спроса и предложения на цену.
1. Понятие предложения.
Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?
Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже (величина предложения), также напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.
Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени.
Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи.
|
|
Объем предложения — это количество товара, которое продавец
желает продать при данных условиях в единицу времени. Чем выше цена, тем
больше предложение товара.
2. Закон предложения.
Закон предложения состоит в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и объем предложения, так как растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции, т.е. чем больше цена товара, тем больше его предложение и наоборот. Такая зависимость между ценой и предложением называется прямой (чем больше ….- тем больше…). Обратной называют зависимость между ценой и спросом (чем больше цена, тем меньше спрос).
Факторы, влияющие на предложение.
Кроме цены на величину предложения влияют и другие факторы, которые называют еще неценовыми факторами предложения.
1. Изменение цен на ресурсы.
Например, снижение цен на семена и удобрения уменьшит затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным, в результате чего предложение пшеницы возрастет.
2. Изменение технологии.
Например, в результате технологического совершенствования выращивания пшеницы снижается ее себестоимость и соответственно увеличивается предложение.
3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка).
Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства (затраты на производство товаров), поэтом у их повышение (например, на сигареты) сокращает предложение продукции.
Субсидии снижают издержки и стимулируют увеличение предложения. Например, государственное субсидирование многих театров России позволяет сохранять сложившийся уровень предложения театральных услуг.
|
|
4. Изменение цен на другие товары тоже способно повлиять на предложение данного продукта. Так, снижение цен на гречневую крупу может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы.
5. Погодные условия имеют огромное значение прежде всего в сельском хозяйстве. Благоприятная погода позволяет получать хорошие урожаи и увеличивать предложение продукции.
6.Изменение числа производителей (например, открытие новых мини-пекарен) позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочных изделий.
Влияние неценовых факторов на предложение заставляет кривую предложения смещаться вправо (при увеличении предложения под воздействием неценовых факторов) или влево (при уменьшении предложения под воздействием неценовых факторов).