Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«МЕТОДИКА ИНФОРМАТИКИ»

 


 

 

Учебное пособие предназначено обучающимся педагогических колледжей, изучающим курс методики информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в начальной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики.

Пособие будет полезно при планировании и проведении занятий по информатике, а также всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в начальной школе.

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 5
Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах 7
Глава 1.1. Предмет информатика в начальной школе 7
Тема 1.1.1.Введение в дисциплину. Правила ТБ. 7
Тема 1.1.2.Информатика как наука: предмет и понятие. Информатика как учебный предмет в начальной школе. 16
Тема 1.1.3Общее представление о ПМК по информатике для начальных классов. 20
Раздел 2.Особенности занятий информатики в начальной школе 29
Глава 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы 29
Тема 2.1.1.Формы организации обучения информатики в начальной школе. 29
Тема 2.1.2Занятие информатики. Составление плана и конспекта занятия информатики в начальной школе. 30
Тема 2.1.3.Составление и использование дидактических материалов по информатике. 35
Раздел 3.Формирование базовых представлений и понятий информатики 46
Глава 3.1. Основные понятия информатики 46
Тема 3.1.1. Виды информации, человек и ПК, кодирование информации, графический редактор. 46
Раздел 4. Методики работы и обучения младших школьников 53
Глава 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе 53
Тема 4.1.1. Методика развития алгоритмического мышления младших школьников. Работа с теоретическим материалом. 53
Тема 4.1.2. Игровые методики в начальной школе на занятиях информатики. 61
Тема 4.1.3. Методика проведения занятий в компьютерном классе. 73
Тема 4.1.4. Компьютерные тесты. 85
Раздел 5. Виды обучающих программ для начальной школы 96
Глава 5.1. Интернет - ресурсы 96
Тема 5.1.1.Цифровые и электронные образовательные ресурсы в поддержку преподавания информатики. Анализ программной поддержки для предметов начального обучения. 96
Раздел 6. Компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников 112
Глава 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе 112
Тема 6.1.1.Logo– миры, особенности пользования, методика обучения. Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на занятиях информатики. 112
Раздел 7. Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе 132
Глава 7.1.  Информационно-коммуникационные технологии 132
Тема 7.1.1.Использование возможностей текстового, графического и редактора презентаций в образовательном процессе. Применение компьютерных технологий в организации труда педагога. 132
Справочные материалы 148
Список рекомендуемой литературы для обучающихся 158
Список используемых источников 159

 

 

Предисловие

 

Предлагаемое вниманию методическое пособие предназначено для обучающихся педагогических специальностей, изучающих курс «Методика информатики». Его могут использовать обучающиеся педагогических колледжей очной и заочной формы обучения.

Первый раздел пособия содержит основные понятия об информатики как науки и учебного предмета, структуры курса информатики, этапов развития основных подходов к изучению информатики в школе, целей  и содержание курса информатики в начальной школе, форм организации обуче­ния информатике в начальной школе, принципов построения курса информатики для начальной школы, ТБ и охрана труда на занятиях информатики. Обзор программно-методических комплексов (ПМК) по информатике для начальных классов. Бескомпьютерные курсы информатики. ПМК с компьютерной поддержкой. Компьютерные среды проектного типа. Пакеты компьютерных программ общеразвивающего характера.

Второй раздел посвящён пониманию основополагающих принципов построения системы отбора наиболее эффективных форм организации обучения информатики в начальной школе. Ознакомление с ФГОС по информатике для начальных классов. Изучение требований к уроку (занятию). Рассмотрение видов уроков (занятий) по ФГОС. Представление и составление плана и конспекта занятия 1-4 классов по информатике. Изучению основных требований к дидактическим материалам, этапам разработки, подбора заданий. Создание специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся.

В третьем разделе описана что такое информация, ее виды и свойства, представление о пользователе и ПК, о кодировании информации (текстовая, графическая, звуковая), назначение графических редакторов и их основные элементы.

 Четвертый раздел говорит о методики развития алгоритмического мышления младших школьников. Работы с теоретическим материалом. Игровых методик в начальной школе на занятиях информатики. Методик проведения занятий в компьютерном классе, программ по созданию тестов. Изучение различные виды тестов.

 Пятый раздел представляет собой повышение качества обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов, укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.

 Шестой раздел представляет собой организацию учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области.

Заключительный седьмой раздел касается вопросов применения информационных технологий в обучении.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы.

 Методическое пособие можно использовать при подготовке к практическим, самостоятельным занятиям, зачётам и дифференцированным зачетам.

В конце пособия приведены справочные материалы: тезаурус основных терминов и понятий; названия технических устройств и марок компьютеров; краткое описание методов, форм и средств обучения и др. Эти сведения можно использовать при подготовке докладов и рефератов, сообщений, а также для самообразования.

 

 

Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: