УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«МЕТОДИКА ИНФОРМАТИКИ»
Учебное пособие предназначено обучающимся педагогических колледжей, изучающим курс методики информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в начальной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики.
Пособие будет полезно при планировании и проведении занятий по информатике, а также всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в начальной школе.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | 5 |
Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах | 7 |
Глава 1.1. Предмет информатика в начальной школе | 7 |
Тема 1.1.1.Введение в дисциплину. Правила ТБ. | 7 |
Тема 1.1.2.Информатика как наука: предмет и понятие. Информатика как учебный предмет в начальной школе. | 16 |
Тема 1.1.3Общее представление о ПМК по информатике для начальных классов. | 20 |
Раздел 2.Особенности занятий информатики в начальной школе | 29 |
Глава 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы | 29 |
Тема 2.1.1.Формы организации обучения информатики в начальной школе. | 29 |
Тема 2.1.2Занятие информатики. Составление плана и конспекта занятия информатики в начальной школе. | 30 |
Тема 2.1.3.Составление и использование дидактических материалов по информатике. | 35 |
Раздел 3.Формирование базовых представлений и понятий информатики | 46 |
Глава 3.1. Основные понятия информатики | 46 |
Тема 3.1.1. Виды информации, человек и ПК, кодирование информации, графический редактор. | 46 |
Раздел 4. Методики работы и обучения младших школьников | 53 |
Глава 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе | 53 |
Тема 4.1.1. Методика развития алгоритмического мышления младших школьников. Работа с теоретическим материалом. | 53 |
Тема 4.1.2. Игровые методики в начальной школе на занятиях информатики. | 61 |
Тема 4.1.3. Методика проведения занятий в компьютерном классе. | 73 |
Тема 4.1.4. Компьютерные тесты. | 85 |
Раздел 5. Виды обучающих программ для начальной школы | 96 |
Глава 5.1. Интернет - ресурсы | 96 |
Тема 5.1.1.Цифровые и электронные образовательные ресурсы в поддержку преподавания информатики. Анализ программной поддержки для предметов начального обучения. | 96 |
Раздел 6. Компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников | 112 |
Глава 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе | 112 |
Тема 6.1.1.Logo– миры, особенности пользования, методика обучения. Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на занятиях информатики. | 112 |
Раздел 7. Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе | 132 |
Глава 7.1. Информационно-коммуникационные технологии | 132 |
Тема 7.1.1.Использование возможностей текстового, графического и редактора презентаций в образовательном процессе. Применение компьютерных технологий в организации труда педагога. | 132 |
Справочные материалы | 148 |
Список рекомендуемой литературы для обучающихся | 158 |
Список используемых источников | 159 |
|
|
|
|
Предисловие
Предлагаемое вниманию методическое пособие предназначено для обучающихся педагогических специальностей, изучающих курс «Методика информатики». Его могут использовать обучающиеся педагогических колледжей очной и заочной формы обучения.
Первый раздел пособия содержит основные понятия об информатики как науки и учебного предмета, структуры курса информатики, этапов развития основных подходов к изучению информатики в школе, целей и содержание курса информатики в начальной школе, форм организации обучения информатике в начальной школе, принципов построения курса информатики для начальной школы, ТБ и охрана труда на занятиях информатики. Обзор программно-методических комплексов (ПМК) по информатике для начальных классов. Бескомпьютерные курсы информатики. ПМК с компьютерной поддержкой. Компьютерные среды проектного типа. Пакеты компьютерных программ общеразвивающего характера.
Второй раздел посвящён пониманию основополагающих принципов построения системы отбора наиболее эффективных форм организации обучения информатики в начальной школе. Ознакомление с ФГОС по информатике для начальных классов. Изучение требований к уроку (занятию). Рассмотрение видов уроков (занятий) по ФГОС. Представление и составление плана и конспекта занятия 1-4 классов по информатике. Изучению основных требований к дидактическим материалам, этапам разработки, подбора заданий. Создание специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся.
В третьем разделе описана что такое информация, ее виды и свойства, представление о пользователе и ПК, о кодировании информации (текстовая, графическая, звуковая), назначение графических редакторов и их основные элементы.
Четвертый раздел говорит о методики развития алгоритмического мышления младших школьников. Работы с теоретическим материалом. Игровых методик в начальной школе на занятиях информатики. Методик проведения занятий в компьютерном классе, программ по созданию тестов. Изучение различные виды тестов.
Пятый раздел представляет собой повышение качества обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов, укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.
Шестой раздел представляет собой организацию учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области.
Заключительный седьмой раздел касается вопросов применения информационных технологий в обучении.
В конце каждой главы приведены контрольные вопросы.
Методическое пособие можно использовать при подготовке к практическим, самостоятельным занятиям, зачётам и дифференцированным зачетам.
В конце пособия приведены справочные материалы: тезаурус основных терминов и понятий; названия технических устройств и марок компьютеров; краткое описание методов, форм и средств обучения и др. Эти сведения можно использовать при подготовке докладов и рефератов, сообщений, а также для самообразования.
|
|
Раздел 1. Роль и место информатики в начальных классах