Структура и содержание курса информатики начальной школы

Структура и содержание курса "Информатика в играх и задачах"

С 1996 года учебно-методический материал курса "Информатика в играх и задачах" для начальной школы включен в федеральный комплект учебников.

Курс "Информатика в играх и задачах" для начальной школы, для 5-х и 6-х классов включен в комплект учебников образовательной системы "Школа-2100", созданный в рамках единой концепции обновленной образовательной школы.

Учебно-методический материал по курсу состоит из четырех комплектов. В каждый комплект входят 2 учебные тетради для учеников, состоящие из двух разделов (по 1 разделу на четверть), методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на каждый раздел).

Изучение материала с 1-го по 4-й класс происходит "по спирали": перечисленные ниже темы изучаются в каждом классе, но каждый раз уровень заданий повышается соответственно возрасту учащихся.

I четверть – алгоритмические модели;

II четверть – модели объектов;

III четверть – модели логических рассуждений;

IV четверть – общие приемы решения нестандартных задач.

Комплекты № 1 и № 2 (1-й и 2-й классы) считаются пропедевтическими. Если изучение предмета начинается с 1-го класса, то следует учесть то обстоятельство, что дети в первом классе не умеют читать или очень плохо читают. Поэтому начинать изучение предмета следует с 3-й или 4-й недели обучения.

Если изучение предмета начинается со 2-го класса, то в этом случае следует использовать тетради 2-го класса. Задания, включенные в этот комплект, идентичны заданиям 1-го класса и вполне осваиваются детьми.

Материалы комплекта № 3 (3-й класс) не опираются на знания, полученные при изучении комплектов № 1 и № 2, но апробация комплектов показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал следующего года.

Если обстоятельства складываются так, что изучение предмета начинается с 4-го класса, то в этом случае изучение материала следует начинать с тетрадей 3-го класса. Те же рекомендации можно дать в отношении комплектов для 5-х и 6-х классов. При определенных обстоятельствах можно начать изучение предмета в 5-м классе по тетрадям "Информатика в играх и задачах" для 5-го класса, но в этом случае изучение материала потребует от детей, а главное от учителя особых усилий, учений и терпения.

В методическом пособии подробно разработан каждый урок данного курса:

1) Отмечены цели каждого урока, которые отражают, как правило, только образовательный аспект триединой дидактической задачи, стоящей перед учителем. Воспитательный и развивающий аспекты этой задачи – общие для каждого урока и предполагают:

– формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе;

– развитие логического мышления, памяти и воображения.

2) Даны примеры вопросов, которые целесообразно задать детям для лучшего усвоения материала.

3) Разобраны трудные задания.

4) Даны ответы на все задания.

5) Дан пояснительный материал для учителя по темам, которые могут вызвать затруднения у учителя.

6) Выделены задания для работы дома.

7) Разработаны и приведены игры, которые могут помочь детям понять и усвоить материал.

При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. На уроках можно использовать индивидуальные, парные и групповые формы обучения.

Обучение информатики в 1-4 классах

В результате обучения в 1-м классе учащиеся должны уметь:

1. Находить лишний предмет в группе однородных;

2. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

3. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;

4. Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

5. Разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков;

6. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

7. Называть последовательность простых знакомых действий;

8. Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

9. Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

10. Точно выполнять действия под диктовку учителя;

11. Отличать заведомо ложные фразы;

12. Называть противоположные по смыслу слова;

13. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания,

В результате обучения во 2-м классе учащиеся должны уметь:

1. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

2. Называть общие признаки предметов из одного класса и значение признаков у разных предметов из этого класса;

3. Понимать построчную, запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

4. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

5. Изображать графы;

6. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

7. Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

В результате обучения в 3–4-м классах учащиеся должны уметь:

1. Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;

2. Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

3. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

4. Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

5. Изображать множества с разным взаимным расположением;

6. Записывать выводы в виде правил "если - то";

7. По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил "если - то".

Тема 1.1.3. Общее представление о ПМК по информатике для начальных классов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: