Изначально цель обучения информатике в начальной школе была сформулирована следующим образом: формирование первичных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Для достижения поставленной цели планировалось решить следующие задачи:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Примерное содержание экспериментального курса информатики для начальной школы было тесно связано с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы и определялось аналогичными содержательными линиями:
|
|
1. Основные понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.
2. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.
3. Информация в жизни общества и человека. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.
4. Формы организации обучения информатике в начальной школе
С учетом реального положения на местах с доступом к средствам ИКТ были рекомендованы следующие варианты.
Вариант 1. Без компьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, «Окружающий мир», ориентированное на формирование информационной грамотности школьника. Отмечалось, что учащийся при работе с информацией должен: понимать, какая информация нужна, где и как ее искать; отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию; на основе имеющихся знаний и полученной информации создавать новые ясные и четкие представления и знания; делиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации; все перечисленное важно делать эффективно, используя для этого современные технологии; все перечисленное важно уметь делать как одному, так и в команде, с использованием как распределенной индивидуальной, так и коллективной деятельности. Ясно, что за формирование таких навыков не может отвечать только информатика, это задача всех школьных предметов. Поэтому содержание предмета «Информатика», заложенное в других предметах, естественным образом может реализовываться средствами этих предметов, а на одночасовых уроках информатики целесообразно проводить систематизацию и обобщение изученного материала. В наибольшей степени такой форме организации обучения отвечал УМК «Информатика в играх и задачах».
|
|
Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы. Наличие одного компьютера обеспечивало возможность организации демонстрационного практикума (компьютер учителя в классе рекомендовалось использовать как «электронную доску»). При наличии 3-7 компьютеров в классе рекомендовалось использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия рекомендовалось проводить несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов — с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
В зависимости от технического оснащения конкретной школы предполагалась возможность проведения уроков в актовом зале или в читальном зале библиотеки школы. Актовый зал школы мог быть оборудован как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или стационарно установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера. Читальный зал школьной библиотеки, оборудованный 3-5 компьютерами с выходом в Интернет, позволял организовать выполнение проектных работ, возможность переписки учащихся между разными населенными пунктами, выход на образовательные и познавательные сайты.
В наибольшей степени второй форме организации обучения отвечал УМК «Информатика».
Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в рамках одного урока с использованием кабинета информатики школы (12 рабочих мест). В этом случае осуществлялось совместное параллельное проведение занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводилась в первой группе, компьютерная — во второй, затем группы менялись местами.
Частично третьей форме организации обучения отвечал УМК «Информатика».
Каждое образовательное учреждение было вправе выбрать такую организацию обучения информатике, которая наиболее соответствовала комплектации школы средствами ИКТ.
То, что к проведению уроков информатики с учащимися младших классов наряду с учителями начальных классов широко привлекались учителя информатики, повлекло необходимость более детальной проработки не только содержания, но и методических аспектов организации учебного процесса. В частности, была предложена следующая схема урока информатики в начальной школе: проверка домашнего задания (до 5 минут); изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера); закрепление материала (около 7 минут); практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления); обсуждение результатов (5 минут); в течение урока обязательно проводится физкультминутка (1-3 минуты).
|
|