Цели и содержание курса информатики в начальной школе

Изначально цель обучения информатике в начальной шко­ле была сформулирована следующим образом: формирование первичных представлений о свойствах информации, спосо­бах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Для достижения поставленной цели планировалось ре­шить следующие задачи:

- познакомить школьников с основными свойствами инфор­мации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при ре­шении поставленных задач;

- дать школьникам первоначальные представление о ком­пьютере и современных информационных и коммуника­ционных технологиях;

- дать школьникам представления о современном информа­ционном обществе, информационной безопасности лично­сти и государства.

Примерное содержание экспериментального курса инфор­матики для начальной школы было тесно связано с миниму­мом содержания предмета «Информатика и информацион­ные технологии» основной школы и определялось аналогич­ными содержательными линиями:

1. Основные понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в пре­образовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельно­сти человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

2. Первоначальные представления о компьютере, инфор­мационных и коммуникационных технологиях. Ком­пьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройст­ва компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобра­зование числовой, текстовой, графической и звуковой ин­формации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помо­щью компьютера. Компьютерные сети. Использование се­тей для получения информации.

3. Информация в жизни общества и человека. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этиче­ские нормы работы с информацией. Понятие об информа­ционной безопасности личности и государства.

4. Формы организации обуче­ния информатике в начальной школе

С учетом реального по­ложения на местах с доступом к средствам ИКТ были реко­мендованы следующие варианты.

Вариант 1. Без компьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, «Окру­жающий мир», ориентированное на формирование информа­ционной грамотности школьника. Отмечалось, что учащийся при работе с информацией должен: понимать, какая информация нужна, где и как ее искать; отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию; на основе имеющихся знаний и полученной информации создавать новые ясные и четкие представления и знания; делиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации; все перечислен­ное важно делать эффективно, используя для этого современ­ные технологии; все перечисленное важно уметь делать как одному, так и в команде, с использованием как распределен­ной индивидуальной, так и коллективной деятельности. Ясно, что за формирование таких навыков не может отвечать только информатика, это задача всех школьных предметов. Поэтому содержание предмета «Информатика», заложенное в других предметах, естественным образом может реализовываться средствами этих предметов, а на одночасовых уро­ках информатики целесообразно проводить систематизацию и обобщение изученного материала. В наибольшей степени такой форме организации обучения отвечал УМК «Информа­тика в играх и задачах».

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки пред­мета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы. Наличие одного компьютера обеспечивало воз­можность организации демонстрационного практикума (ком­пьютер учителя в классе рекомендовалось использовать как «электронную доску»). При наличии 3-7 компьютеров в клас­се рекомендовалось использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютер­ного практикума. В этом случае практические занятия реко­мендовалось проводить несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов — с другими группами с привлечением компьютер­ных программ из перечня электронных средств обучения, ре­комендованных для начального обучения.

В зависимости от технического оснащения конкретной школы предполагалась возможность проведения уроков в ак­товом зале или в читальном зале библиотеки школы. Акто­вый зал школы мог быть оборудован как компьютерный лек­торий (компьютер, звуковая система, переносной или стацио­нарно установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера. Читальный зал школьной библиотеки, оборудованный 3-5 компьютерами с выходом в Интернет, позволял организовать выполнение проектных работ, возможность переписки учащихся между разными на­селенными пунктами, выход на образовательные и познава­тельные сайты.

В наибольшей степени второй форме организации обуче­ния отвечал УМК «Информатика».

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в рамках одного урока с использованием кабинета информати­ки школы (12 рабочих мест). В этом случае осуществлялось совместное параллельное проведение занятий двумя учите­лями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводилась в первой группе, компьютерная — во второй, затем группы менялись местами.

Частично третьей форме организации обучения отвечал УМК «Информатика».

Каждое образовательное учреждение было вправе выбрать такую организацию обучения информатике, которая наибо­лее соответствовала комплектации школы средствами ИКТ.

То, что к проведению уроков информатики с учащимися младших классов наряду с учителями начальных классов широко привлекались учителя информатики, повлекло необ­ходимость более детальной проработки не только содержа­ния, но и методических аспектов организации учебного про­цесса. В частности, была предложена следующая схема уро­ка информатики в начальной школе: проверка домашнего задания (до 5 минут); изучение новой темы (примерно 7 ми­нут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера); закрепление материала (около 7 минут); практическое или проектное задание (при­мерно 10 минут с использованием технических средств обу­чения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступле­ния); обсуждение результатов (5 минут); в течение урока обязательно проводится физкультминутка (1-3 минуты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: