Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.
Задача: необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.
Алгоритм метода.
1. Определение синонимов объекта.
Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул — кресло — табурет — диван — скамейка.
2. Произвольный выбор случайных объектов.
Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа — решетка — карман — кольцо — цветок.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов
и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым
случайным объектом.
Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.
4. Составление перечня признаков случайных объектов. Для удобства их объединяют в таблицу.
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)
|
|
ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами и затратами на достижение этих свойств. Метод разработал конструктор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев.
Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.
Суть метода — поэлементный анализ конструкции (системы, услуги и т. п.). Ю. М. Соболев предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа стало ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Ю. М. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона, и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.
Область применения метода ФСА: непрерывное совершенствование продукции, услуг, производственных технологий, а также структуры организаций.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений.
Сферы применения ТРИЗ
Следуя алгоритмам ТРИЗ, можно находить «изящные» решения, над которыми конкуренты могут безрезультатно биться годами. Используя ТРИЗ, компании по всему миру экономят значительные ресурсы, снижают издержки, совершенствуют свою продукцию и изобретают новую. ТРИЗ изменила мир рекламистов и людей других творческих профессий в кардинально лучшую сторону. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
|
|
Главный принцип ТРИЗ базируется на утверждении, что каждая задача имеет бесконечное количество решений. Условия задач должны быть общими, абстрактными, не связанными с конкретными жизненными ситуациями. Еще одно очень важное условие формулирования творческой задачи ТРИЗ — ориентация на результат.
Морфологический анализ
Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологического ящика), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект, и указывается возможно большее количество известных и возможных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.
Последовательность действий при этом следующая:
• Точно сформулировать проблему.
• Определить важнейшие элементы объекта (ряды таблицы).
• Определить варианты исполнения элементов (столбцы таблицы).
• Занести их в таблицу (заполнить ячейки).
• Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
• Выбрать оптимальный вариант.
Главными недостатками метода являются:
1) упрощенность подхода к анализу объекта;
2) возможность получения слишком большого списка для рассмотрения числа вариантов.
Область применения: морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).
Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных главных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы.
9. Изобретательство
Изобретательство — область интеллектуальной деятельности, где творческий процесс нахождения нового решения технической задачи, нацеленного на достижение существенного эффекта, воплощается в изобретении. Изобретение — это решение технической задачи, относящееся к материальному объекту (продукту) или процессу осуществления действий над материальным объектом при помощи материальных средств (способу). Чтобы быть признанным изобретением, соответствующее техническое решение должно обладать:
• новизной (не быть известным из существующего уровня техники);
• изобретательским уровнем (не быть очевидным, исходя из текущего уровня знаний специалистов);
• возможностью промышленного применения.
Изобретение является объектом интеллектуальной собственности. Право на изобретение возникает при его государственной регистрации. Документом, подтверждающим право на изобретение, является патент на изобретение.
Задание на дом:
Написать конспект.
2. Ответить на вопросы (письменно):
Основной принцип работы метода ФСА?
Метод ТРИЗ: цель, суть.
Область применения морфологического анализа.