Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

Информационные

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

Андреас Папандреу (Институт Образования, Кипр) указывает, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий (таб. 1):

- учитель помогает ученикам в поиске источников,

- сам является источником информации,

- координирует весь процесс,

- поддерживает и поощряет учеников,

- поддерживает непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:

- личностно ориентированно,

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения,

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях,

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования записано: «Обучение должно строиться на основе метода проектов, выполняемых учащимися самостоятельно под руководством учителя, что позволит сформировать у учащихся навыки конструирования, проектной деятельности необходимые для будущей жизни». Это говорит о значимости данной технологии в обучении. Главная идея данной формы обучения состоит в развитии познавательных навыков учащихся самостоятельного конструирования своих знаний.

Таблица 1. Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта. Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (форма отчета). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения.
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Результаты и/или выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Анализируют информацию. Наблюдает, советует.
Представление или отчет Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет. Отчитываются, обсуждают. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса   Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: