Метеорологические наблюдения и их анализ

В результате этой работы у учеников формируются умения обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, составлять графики температуры, диаграммы облачности и осадков, розу ветров, давать описание погоды за день, месяц.
Данная работа значительна по своему объему и для самостоятельного выполнения учениками 6–7-х классов достаточно сложна, поэтому проводится под руководством педагога. Для учеников 8–10-х классов данная работа не составит большого труда, поэтому группа, состоящая из старшеклассников, может справиться без помощи руководителя.
Перед началом выполнения практической работы целесообразно еще раз обратить внимание учеников на различие понятий «погода» и «климат». Рассмотрим методику проведения этой работы, используя данные, полученные при наблюдении за состоянием погоды в районе Москвы.

Составление графика изменения температур(за день, неделю, месяц)
Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток (рис. 3). Для этого используют данные, которые ученики определяют по термометрам. График изменения суточной температуры позволит ребятам сделать вывод о зависимости между высотой солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние полуденные и вечерние часы отмечать и положение солнца над горизонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные – красным.

Рис. 3. График изменения средних температур с 1 по 15 марта в Москве


Построение графика изменения температур воздуха за неделю (месяц) формирует у учеников представление о том, что, несмотря на одинаковое положение солнца над горизонтом в определенные часы различных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за влияния направления движения ветра, облачности на температуру и на состояние погоды в целом.
Можно предложить ученикам построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года. Сопоставление графиков позволит ученикам самостоятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой солнца над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие температурной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на развитие растительного и животного мира.
Перед построением графика все данные можно вписать в заранее подготовленную табл. 6.

Табл. 6

Высота Солнца 34° 57°30´ 34° 10°30´
Температура воздуха (средняя) –5 °С +15 °С +9 °С –16 °С
Месяц года Март Июнь Сентябрь Декабрь

Табл. 7

 

Показатели облачности

Направление ветра и количество дней с таким направлением

С С-В В Ю-В Ю Ю-З З С-З
Ясно 3 2 0 1 2 5 0 0
Облачно 0 0 0 1 0 0 1 1
Переменная облачность 2 0 0 0 0 1 8 3
Итого дней 5 2 0 2 2 6 9 4

 

Построение розы ветрови диаграммы облачности
Для построения розы ветров данные наблюдений за любой месяц года анализируют и обобщают в форме таблицы (табл. 7), где отмечают направление ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указанное направление. Затем на основе этих данных ученики вместе с педагогом строят розу ветров (см. рис. 4).
Построение розы ветров и диаграммы облачности позволит учащимся сделать правильный вывод о зависимости облачности от направления ветра, объяснить причины этой зависимости.


Рис. 4. Роза ветров и диаграмма облачности

Описание погоды за день, месяц ученикам предлагается дать по следующему плану.
1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.
3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.
4. Облачность, распределение облачности по дням.
5. Направление и сила ветра. Роза ветров.
6. Атмосферное давление. Изменение давления.
7. Необычные атмосферные явления.
8. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
9. Влияние погоды на состояние растений и поведение животных.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: