Выяснение взаимозависимости между климатическими факторами

При подготовке к проведению данной работы внимание учеников сосредоточивают на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты солнца над горизонтом. Предварительно необходимо напомнить ученикам, как проводить наблюдения за погодой, записывать наблюдения, какие использовать условные знаки (см. табл. 2).
Предлагаемая форма даст возможность ученикам, используя конкретные данные своих наблюдений, сделать вывод о зависимости, существующей между изменениями суточной температуры, давлением, ветром, осадками и т.п.

Табл. 2

Табл. 3

Объекты и показатели, выбранные для наблюдения

Месяц года и число

Место наблюдения

Сентябрь

1 2 3 4 5 6 7 8
Высота солнца над горизонтом                  
Температура воздуха                  
Состояние растительности                  
Состояние ближайшего водоема                  
Выводы о причинах сезонных изменений в природе                  

 


Наблюдения за сезонными изменениями состояниярастительности и водоемов

Для формирования у учеников младших классов устойчивого представления о зависимости сезонных изменений в средних и высоких широтах от высоты солнца над горизонтом можно совместить простейшие климатические и фенологические наблюдения (состояние растительности, водоемов, поведение животных) с наблюдениями высоты солнца над горизонтом. В зависимости от подготовки ученики могут сделать эту работу под руководством педагога или самостоятельно.
Эта практическая работа достаточно объемна по своему содержанию и не подходит в качестве задания для единичного похода, но ее можно реализовывать в серии походов. Для анализа полученных результатов рекомендуем использовать табл. 3.
По данным изменения высоты солнца над горизонтом ученики под руководством учителя могут построить график, наглядно показывающий изменение высоты солнца за год. При изучении темы «Атмосфера» данный график можно использовать в комплексе с графиком годового изменения температур. Сопоставление этих графиков позволит ученикам самим сделать правильный вывод о зависимости температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом.
Для большей точности и упрощения построения графиков высоту солнца над горизонтом можно рассчитать только для дней солнцестояния и равноденствия. Учитель может проверить правильность измерения в эти дни высоты солнца по такой формуле: Н = (90 – f) ± 23,5, где Н – высота солнца над горизонтом, а f – широта местности.
Для юных экологов – учащихся 8-го класса и старше – данную работу можно видоизменить, введя, например, наблюдения за поведением животных, так как для них эти темы будут более актуальны. Соответственно, в итоге следует сравнить, например, по дням температуру воздуха и поведение птиц или изменения в облике растений и т.п.





Предсказание погоды

Целью данной исследовательской работы должно стать формирование умений прогнозировать погоду путем анализа произведенных метеорологических, фенологических и этологических наблюдений (см. табл. 4).

Табл. 4

Табл. 5


Метеорологическоеявление

Предшествовавшие наблюдения

За какое время до явления Метеорологические Состояние растений Поведение животных
  1–2 часа      
  6 часов      
  12 часов      
  1 сутки      
  2–3 суток      

 

Поскольку в данной таблице будет фиксироваться состояние живых организмов и климатических факторов среды одновременно, то для составления прогноза будет необходимо ее переработать, выделив одной строкой климатическое явление и наблюдения, предшествовавшие ему за 1–2 часа, за половину суток, за сутки, за 2–3 суток (см. табл. 5).
В приведенной таблице предлагается проанализировать наблюдения, проведенные за указанные в графах промежутки времени. Данные промежутки можно скорректировать применительно к своим наблюдениям. По опыту знаем, что туристов особенно волнует наступление ненастной, дождливой погоды, а также признаки улучшения погоды.

Признаки наступления дождливой погоды
• Давление воздуха понижается.
• Днем и ночью температура почти одинаковая; в поле и в лесу, в низинах и на холмах одинаково тепло.
• В той части неба, откуда дует ветер, появляются перистые облака, вытянутые узкими полосками с загнутыми и «размазанными» концами – первые предвестники приближающегося циклона. Чем быстрее движутся эти облака, тем быстрее наступит ненастье: если они быстро приближаются к вам, то дождь пойдет через 8–12 часов, если они движутся медленно, то ненастье наступит лишь через 1–2 дня.
• Облачность постепенно усиливается, дождевые облака затягивают сплошной пеленой все небо.
• На ясном небе вокруг солнца или луны появляется большой белый круг.
• Ветер к вечеру усиливается, становится порывистым.
• Вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску, солнце садится в тучу.
• Роса не оседает; если появляется туман, то он образует сплошную высокую завесу, а не низкую пелену и не исчезает после восхода солнца.
• Дым из труб (и от костра) в безветренную погоду низко стелется над землей.
• Ласточки и стрижи низко летают над землей.
• Птицы «купаются» в пыли.
• Лягушки прыгают в жаркий полдень в лесу, а под вечер – по дорогам.
• Собаки катаются по земле.
• Кошки вылизывают шкуру и прячут мордочку.
• Кислица, клевер, одуванчик, фиалка душистая, цикорий и др. закрывают свои цветки.
• Сильно пахнут цветы акации, жимолости, донника. Около них наблюдается много насекомых.
• Муравьи прячутся в муравейнике.

Признаки сохранения дождливой погоды
• Давление почти не меняется.
• Ветер слабый или штиль.
• Облачность сплошная, без прояснений.
• От падающих капель дождя на лужах образуются пузыри.
• Летающие насекомые прячутся в кронах деревьев и кустарников, под листьями травянистых растений.
• Куры не прячутся от дождя.

Признаки наступления хорошей погоды
• Атмосферное давление повышается.
• Вечером выпадает роса и остается до утра.
• Днем жарко, а ночью холодно.
• Во время дождя – сильный, порывистый ветер.
• Ветер усиливается днем и стихает к ночи.
• Исчезают серые рваные облака, в сплошной пелене появляются разрывы с голубым небом.
• Солнце садится в безоблачном небе.
• Ветви ели подняты вверх.
• Ласточки и стрижи летают высоко.
• Радуга возникает в первой половине дня.
• Ночь ясная со звездами.
• Пауки ткут паутину.

Признаки сохранения хорошей погоды
• Атмосферное давление относительно высокое и остается без изменений или медленно возрастает.
• В течение суток температура воздуха резко меняется: днем жарко, ночью прохладно.
• Вечером и ночью в лесу заметно теплее, чем на открытом месте, а в низине заметно прохладнее.
• Ветер слабый, усиливается днем и стихает к ночи.
• Вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком. Зеленоватая заря предвещает продолжительную сухую погоду.
• После захода солнца в низинах, над прудом, рекой, болотом появляется туман.
• Выпадает обильная роса, остающаяся до утра.
• Дым поднимается вертикально.
• Листья папоротника-орляка закручены вниз, ветви ели и можжевельника подняты вверх.
• Ласточки и стрижи летают высоко над землей.
• Пауки активны, строят новую паутину.
Можно было бы привести еще не одну примету, но мы думаем, юные исследователи сделают это сами, используя свои наблюдения.



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: