Требования к организации совместной деятельности дошкольников

           БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка»

                                 Воспитатель: Шубарина Н.В.

 

 

                                МЛАДШАЯ ГРУППА

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т.е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

Первая часть:

· демонстрация образца нормативных способов сотрудничества через инсценировку взаимодействия кукольных персонажей, а также кооперации двух взрослых, взрослого и ребенка, двух детей.

· На каждом занятии демонстрируется какой-либо один способ сотрудничества -либо по роли (при этом каждый из партнеров попеременно выступает то в роли «контролера», то в роли «исполнителя»), либо по правилу. В процессе выполнения совместной работы ее участники вежливо обращаются друг к другу, учитывают пожелания товарища, уступая ему более привлекательную роль и т.п.

· После демонстрации образца взрослый спрашивает у детей, хотят ли они также поиграть с кем-нибудь из товарищей.

Вторая часть:

· объединение детей в диады для совместного выполнения задания.

· ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.

· После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.

Третья часть:

· Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.

· Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.

· работа проводится с каждой парой детей в отдельности.

· взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.

· На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

Первая часть:

· вербальное обозначение взрослым ситуации занятия

·  напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,

· обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.

Вторая часть:

· образование диад по желанию;

· помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров

Третья часть:

· самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,

· совместное выполнение задания,

· помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий

Четвертая часть:

· Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки

                     СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой 3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- тема работы задается взрослым (например, «Аппликация «Осенний ковер»)

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

- структура занятий:

Первая часть:

· создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т.п. им

Вторая часть:

· объединение детей в подгруппы

·  помощь взрослого в планировании совместной работы

· реализация детьми коллективного замысла продукта.

Третья часть:

· анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.

· взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие занятия (не менее 4-х занятий):

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- тематика работ становится более общей (например, «Метель»)

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы

 

                           

                              

СТАРШАЯ ГРУППА

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

3) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

4) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого

(например, при выполнении коллективного рисунка улицы: «Наша улица будет красивой, нарядной, если каждый дом будет радовать своим видом, если он будет ровным, аккуратно покрашенным...»

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

-в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле

6)  Вводится распределение работы между участниками подгруппы

(например, «Сегодня мы с вами будем лепить посуду для кукол. Но как сделать, чтобы у нас были и чашки, и блюдца, и сахарницы, и другая посуда? Давайте будем лепить вот так: за каждым из столов (за одним столом сидят четыре-пять человек) должно быть вылеплено по сервизу» - таким образом, перед детьми ставится задача распределения работы (кто какой предмет будет лепить).

· В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений

· В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

7) Во 2-ой половине учебного года педагог вводит ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу

(например, «Если кто-либо не постарается, он подведет всю группу»).

НО!, не осуждая работу конкретного ребенка

(например, перед началом очередной работы подойти к ребенку и спокойно, но настойчиво сказать: «Коля, ты должен больше стараться. На прошлом занятии ты невнимательно слушал мое объяснение и допустил ошибку»

8) Во 2-ой половине учебного года можно вводить задания типа: «Вылепить композицию к сказке…(к эпизоду сказки…)».

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

(например, «вылепи дерево для полянки»)

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

 

 

                    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: