Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Маркетинга, торгового и таможенного дела
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения эссе
По дисциплине «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Для обучающихся очной и заочной формы обучения
направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело»
Симферополь, 2020 г.
Методические указания для выполнения эссе по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» для обучающихся очной и заочной формы обучения направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» [Электронный ресурс] / Составитель: д.э.н., профессор Реутов В.Е., к.э.н., ст. преподаватель Улановская О.Н. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Институт экономики и управления, 2020 – 16 с.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Маркетинга, торгового и таможенного дела»
«_____»______________ 2020 г. Протокол № ____
Составитель: Реутов Виктор Евгеньевич, д.э.н., профессор, Улановская Оксана Николаевна, к.э.н., ст. преподаватель
Рецензент:
© Реутов В.Е., Улановская О.Н., 2020 | |
© ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2020 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение и основные требования к эссе 4
2. Порядок выполнения эссе 11
3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины 12
Приложение 16
Значение и основные требования к эссе
Эссе – это форма письменной работы небольшого объема, представленная в виде тезисов, каждый из которых подкреплен аргументами (доказательствами), выражающая собственное мнение автора по конкретному вопросу, не претендующее на единственно верный или исчерпывающий ответ. В качестве аргументов могут выступать факты / явления / процессы /научные доказательства / ссылки на мнения специалистов и ученых.
Вопросы и задания, ставящиеся в процессе написания эссе, как правило, требуют аналитических ответов.
Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина определяет эссе как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
Цель написания эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.
Основные признаки эссе:
- наличие темы/вопроса/проблемы, побуждающих обучающегося к размышлению;
- субъективный взгляд на существующую проблему (выражение индивидуальных впечатлений/умозаключений);
- разговорный стиль написания (простые, понятные предложения);
- аргументация собственной точки зрения, ссылками на факты;
- небольшой объем (до 5 печатных страниц), обеспечиваемый краткостью изложения;
- свободное построение;
- логика изложения, подкрепленная согласованностью утверждений автора.
Этапы процесса написания эссе:
1. выбор тематики и формулировка вопроса (проблемы),
2. составление плана,
3. подбор материалов по теме исследования,
4. систематизация материалов, оценка актуальности источников и соответствия поднятыми в эссе проблемами,
5. обработка и анализ собранной информации,
6. написание текста эссе и аргументация выводов,
7. проверка и устранение выявленных недочетов.
Методические рекомендации.
При выборе вопроса (проблемы) нужно убедиться в однозначности его толкования (прочтения). Если содержание вопроса охватывает широкий спектр разноплановых проблем, нужно принять решение относительно того, какие аспекты вопроса будут рассмотрены (освещены, проиллюстрированы). Затем - выбрать вариант подхода к решению проблемы и обосновать его.
Исходя из сделанного выбора, составляется план (структура) эссе, включающая следующие элементы:
1. Введение – содержит краткое пояснение актуальности темы и изложение основных целей (ответы на какие вопросы вы собираетесь получить/доказать);
2. Основная часть (раскрытие темы), состоящая из нескольких подпунктов, каждый из которых включает: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).
Например:
2.1 тезис (доказываемое суждение) – обоснование (аргументы) - подвывод;
2.2 тезис (доказываемое суждение) – обоснование (аргументы) – подвывод;
2.3 ……. и т.д.
Для обоснования (подтверждения) каждого тезиса целесообразно приводить по два аргумента.
3. Заключение (обобщенные и аргументированные выводы по теме с указанием возможной области их применения/использования; на какие вопросы не удалось получить ответы, замечания)
Для обозначения основных моментов изложения, установления последовательности изложения и конкретизации представленного материала могут быть использованы подзаголовки.
Поиск материалов должен вестись в различных информационных системах: нормативно-правовой (Федеральные Законы, постановления и решения Правительства Российской Федерации, технические регламенты, стандарты, правила и т.д.), справочной (справочники, классификаторы информации), учебной (учебные и методические пособия), научной (тезисы научных конференций, материалы тематических исследований, статьи).
Перед поиском информационных источников необходимо определить ключевые понятия и словосочетания. Следует учесть, что все установленные в процессе работы с источниками данные (факты) относятся к конкретному времени – времени создания источника информации, поэтому перед их использованием следует убедиться в том, что они являются объективными (применимыми) в условиях описываемого места и времени
Для аргументации значимости и перспективности выбранного направления исследований, в качестве ориентиров (направлений) развития объекта (явления), а также в качестве индикаторов для оценки его состояния и/или перспектив развития могут использоваться нормативно-правовые документы. При работе с названными источниками, особое внимание следует уделить срокам их введения в действие и отмены.
Прочитанный материал необходимо дифференцировать по степени важности, выделив более содержательные материалы (как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения) или материалы, имеющие большее отношение к рассматриваемой проблеме и объединить их в тематические группы (в соответствии с рассматриваемыми положениями / тезисами).
Составление конспекта следует начать с понятийного аппарата, дав определения и толкования основных терминов.
Информацию, полученную в процессе изучения источников, рекомендуем записывать, разделив страницу на две колонки. В левую (более широкую) заносить установленные факты и высказанные предположения, в правой – давать им оценку, отмечать аналогии или различия, взаимосвязь с другими фактами и пр. Сделанные комментарии в дальнейшем могут быть использованы для построения логической цепочки изложения фактов, аргументации, ссылок, комментариев.
Использовать данные, касающиеся спорных вопросов, следует, ссылаясь на источник и демонстрируя понимание субъективности изложенной точки зрения, а также свое отношение к высказываемому предположению/утверждению или характеризуя его надежность, основываясь на мнении специалистов.
Требования к содержанию.
В соответствии с планом, работа начинается с введения, которое должно содержать изложение аспектов изучения проблемы (вопроса) и выбранного подхода к их решению. Следует описать направление исследования (его цель) и указать задачи, решение которых предполагает планируемая работа и дать краткие определения основных понятий, сведя к минимуму их количество (1-3 понятия).
Основная частьэссе - раскрытие темы на основе изложения обобщенного материала и его аргументированного анализа, что должно быть произведено кратко, четко и доступно.
Для удобства изложения рекомендуем структурировать обоснование, выделяя аргументы (положения/факторы) в качестве подзаголовков. Использование нумерации позволит упорядочить рассуждения и расположить их в логической последовательности.
Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения в истинности высказываемой точки зрения. Аргументация может быть построена в следующей последовательности: утверждение – пояснение – пример – итоговое суждение – заключение.
При цитировании необходимо брать текст в кавычки и давать ссылку на источник информации.
В работе не просто должны быть представлены выявленные факты или обобщено содержание различных информационных источников, а решена поставленная проблема и дан ответ на вопрос. Изучив имеющиеся факты и точки зрения нужно объяснить причины/происходящие процессы/ механизмы влияния или взаимодействия. При этом важная роль отводится способности критически и независимо оценивать полученную информацию (как значения показателей, так и мнения других авторов), устанавливать связь и зависимость между элементами проблемы/вопроса, проводить ранжирование и дифференциацию установленных факторов/показателей.
Анализируя подобранные факты, рекомендуется разделить их на факты, подтверждающие определенное положение или опровергающие его.
Взаключенииобъединяют все выводы. Заключительная часть эссе наряду с аргументированными выводами по рассмотренной проблеме, должна содержать возможную область их применения/использования.
При проверке выполненной работы нужно убедиться в совпадении ее содержания с намерениями. Следует обратить внимание на соблюдение структуры и плана работы, наличие и убедительность аргументации.
В процессе корректировки текста, некоторые из высказанных предположений/аргументов/факторов могут поменять место в выстроенной последовательности, некоторые могут быть объединены или разбиты на несколько пунктов. После четкого установления логики изложения, проставленная нумерация может быть удалена.
Последним этапом работы должна стать проверка орфографии, пунктуации и соблюдения правил форматирования работы.
Максимальное количество баллов, выставляемых при оценивании эссе – 20. При оценке работы обучающегося учитывается соблюдение правил оформления работы (всего 6 балла) и ее содержание (всего 14 баллов):
- полнота раскрытия темы или решения проблемы;
- прослеживаемость позиции автора;
- краткость и последовательность изложения;
- аргументированное обоснование высказанных суждений (тезисов);
- объективность и достоверность подобранных фактов;
- полнота и правильность выводов, определение возможной области их применения (использования).
Рекомендуемые критерии оценивания представлены ниже.
1. Оформление (всего 6 балла):
- оформление титульного листа и текста работы (электронная грамотность: выполнение требований к параметрам страницы, отступам и интервалам, шрифту, написанию заголовков и подзаголовков, оформлению цитирований и ссылок, соблюдение правил пунктуации) – 4 балла;
- оформление списка источников – 2 балл.
2. Содержание (всего 14 баллов):
- наличие структурных элементов: введение, основная часть, заключение и их логическая взаимосвязь – 2 балл;
- подбор и формулировка доказываемых суждений (тезисов), их выделение в качестве вопросов – 2 балл;
- аргументированное обоснование тезисов: подбор аргументов и их выделение в качестве подвопросов, наличие примеров, формулировка подвыводов – 2 балл;
- краткость и последовательность изложения – 2 балл;
- качество аргументации: объективность, достоверность, убедительность, оригинальность – 2 балл;
- обоснованность заключения: полнота выводов, указана возможность их применения – 2 балл;
- прослеживаемость мнения автора – 2 балл.
Эссе необходимо выполнить и сдать на проверку на кафедру «Маркетинга, торгового и таможенного дела» (каб. 111) в срок, установленный в учебном плане и в соответствии с графиком учебного процесса.
На защите эссе, которая проходит в форме собеседования, обучающийся должен уметь:
– излагать основные положения, представленные в эссе;
– отвечать на вопросы по курсу «Введение в профессиональную деятельность»;
При оценке работы учитываются:
- полнота использования имеющейся по теме специальной литературы и нормативной базы;
- умение самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать;
- грамотность изложения и правильность оформления материала;
- правильность решения задач/задачи;
- наличие и характер недостатков.