ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Ярославской области
РЫБИНСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рег. № | |
Рег. № | |
Рег. № |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
дисциплина: | Метрология, стандартизация и сертификация | ||
(наименование учебной дисциплины) | |||
| |||
для специальностей: |
| ||
(код и наименование специальности) | |||
| |||
базовый | уровень | ||
(образовательный уровень СПО) |
г.Рыбинск
2019 г.
Утверждаю: | ||
Председатель комиссии: | Заместитель директора по учебной работе: | |
И.Н.Осокина | ||
Подпись Дата ФИО | Подпись Дата ФИО | |
|
|
Автор: | О.А.Белякова, преподаватель |
Подпись Дата ФИО, ученая степень, звание, должность |
Рецензент | |
ФИО, ученая степень, звание, должность, место работы | |
ФИО, ученая степень, звание, должность, место работы ________________________________________________________________________________________ | |
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования
(ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № | от « | » | 20 | г. |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. | Стр. 3 |
Пояснительная записка…………………………………………………………. | стр. 5 |
Содержание учебной дисциплины…………………………………………….. | Стр. 6 |
Рекомендуемая литература…………………………………………………….. | Стр. 25 |
Введение
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний в области основ метрологии, стандартизации и сертификации, приобретения умений и навыков работ со стандартами и другими нормативными документами.
Предметом учебной дисциплины являются профессиональные виды деятельности в области метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества продукции, процессов и услуг.
Стандартизация как вид научно – технической деятельности направлена на достижение оптимальной степени упорядочения путем установления правил и норм в определенной области, в том числе и в области качества. Сертификация – деятельность по подтверждению третьей независимой стороной соответствия качества продукции требованиям стандартов и других нормативных документов. Стандартизация и сертификация в современных условиях рассматриваются в качестве основных способов повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
|
|
Осуществление любых видов профессиональной деятельности связано с измерением количества и качества продукции, работ и услуг, что в свою очередь, требует обеспечения единства измерений. Этот вид деятельности относится к метрологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся:
должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции
Наряду с лекционными занятиями предусмотрена самостоятельная работа учащихся над рекомендуемой учебной литературой, с обязательным использованием периодической печати: газет и научно-популярных журналов.
Пояснительная записка
Формой итогового контроля знания является проведение зачета или написание контрольной работы. Обе формы контроля оцениваются по разным критериям: контрольная работа соответствует оценке «удовлетворительно», так как подразумевает домашнюю подготовку и с использованием различных источников знаний. Контрольный итоговый зачет оценивается по пятибалльной шкале, в зависимости от правильности выполнения.
Итоговый зачет выполняется в письменном виде на отдельном листе формата А4, на котором следует указать:
- Предмет «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Специальность 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
- Фамилия имя отчество студента
Зачет включает в себя 15 вопросов. Лекционный материал предварительно изучается, выделяется главное, конспектируется. Ответы на зачетные вопросы готовятся самостоятельно. Вопросы выдаются по вариантам, на усмотрение преподавателя (5 вопросов в каждом варианте)
Все правильные ответы соответствуют оценке 5(отлично)
12-14 правильных ответов соответствуют оценке 4(хорошо)
8-12 правильных ответов соответствуют оценке 3(удовлетворительно)
1-8 правильных ответов соответствуют оценке 2(неудовлетворительно)
Оценка как за контрольную работу, так и за зачет выставляется в журнал и зачетную книжку и является итоговой оценкой.
Подробное содержание предмета
I. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Краткая история развития стандартизации
С развитием человеческого обшества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в Древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра - это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке именуется как "достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования...".
|
|
В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).
В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов - ОС*Т (общесоюзный стандарт). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления.
|
|
В 1940 г. вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория - государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). Определенной вехой в развитии стандартизации явилось Постановление Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. "Об организации работы по стандартизации в СССР". В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств - участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.
Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ "О стандартизации", который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Для периода 1992-1999 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:
- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.;
- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения o международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;
- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
В 1993 году был принят Федеральный Закон «О стандартизации», который устанавливал принципы, порядок организации работ по стандартизации для организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. В законе устанавливался перечень нормативных документов по стандартизации, разрешённых к применению в России, общие требования к этим нормативным документам. Закон закреплял обязательность части требований нормативных документов, касавшихся обеспечения безопасности, технической и информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования становились обязательными только в том случае, если они указывались в технической документации производителя или фиксировались в договоре.
В 2002 году был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», отменивший положения Закона «О стандартизации». Этот закон открыл новый период в развитии стандартизации в нашей стране.
В 2004 году была проведена административная реформа. На смену Госстандарту России пришло Ростехрегулирование, задачи и функции которого были значительно изменены. Реформирование системы стандартизации, начавшееся в начале 2000-х годов, связано, с одной стороны, с требованиями по вступлению России в ВТО в отношении гармонизации национальной системы стандартизации с мировой практикой. С другой стороны, существенно изменилась экономическая ситуация в России, которой требуется обновлённая и внятная национальная политика по стандартизации, интересы которой не ограничиваются только защитой прав потребителей